Урок субботней школы № 1 "Ритмы жизни" |
![]() |
![]() |
Автор: Павел Луговой |
27.03.2019 12:01 |
Урок субботней школы № 1 "Ритмы жизни"Второй вариант проведения урока субботней школыТретий вариант проведения урока субботней школыПамятный стих: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл.3.1). Вступление. Как в природе времена года сменяют друг друга — за весной идет лето, после которого приходит осень, а затем зима, так и в нашей жизни существует своя цикличность. К сожалению, счастье и радость сменяются горестями и волнениями. Как и в случае с временами года в природе, мы зачастую проходим очередной этап своей жизни дольше, чем хотелось бы, и мечтаем о том, что настанут более радостные дни. Но надежда еще не потеряна! Благодаря Богу и Его вечному Слову мы продолжаем надеяться. Когда зима не отступает, мы живем надеждой, что скоро станет тепло. Но что делать, когда в нашей жизни уж очень долго царит зима и нет никаких признаков того, что она скоро закончится? Благодаря безграничной мудрости и великой любви Божьей нам не приходится переживать эти тяжелые времена в одиночестве. К счастью, у нас есть семья, вместе с которой мы проходим самые разные этапы своей жизни. I. Определение слов. 1. Ритм.
- Что такое ритм? (дать время для ответов в классе СШ) Ритм (греч. rhytmos — соразмерность, стройность) 1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.) • Другими словами, мы можем сказать о том, что ритм можно найти почти везде: космос, музыка, поэзия, времена года и т.д. • Даже памятный стих говорит о ритме: но, для каждого действия, каждой вещи – он просто разный.
2. Жизнь.
- Что такое жизнь? (дать время для ответов в классе СШ) • Жизнь. Основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации. (Википедия) Дать определение понятию жизнь пытались деятели самых разных научных и ненаучных сфер. Например: • С точки зрения биологии, это способ материального взаимодействия генетических объектов, которые воспроизводят в этом взаимодействии себе подобных (деление клеток); • Химики и физики видят жизнь там, где синтез преобладает над распадом; • Религия различает жизнь души и тела. Живой человек – это тело, в котором живет душа; • Философское определение гласит: жизнь – это идеальное существование материи, которая может адаптироваться в среде; • Люди с чувством юмора интерпретировали жизнь, как смертельный вирус, передающийся половым путем или затяжной прыжок из роддома в могилу; • Писатели тоже не остались в стороне: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества» Н.А. Островский.
II. Ритмы. 1. В природе.
- Какие бывают ритмы в природе? (дать время для ответов в классе СШ) - Как это красиво описал Моисей? Быт.8.22. • Ритмы в климате (лето и зима). • Ритмы в температуре (холод и зной). • Ритмы в космосе (день и ночь). • Ритмы в земледелии (сеяние и жатва).
2. В жизни.
- Какие могут быть ритмы в жизни? (дать время для ответов в классе СШ) Еккл.3.1-8. Смотря на этот красивый и поэтичный отрывок мы можем увидеть разные ритмы жизни: • Встречи и расставания с разными людьми. (утром, приходя на работу, встречаемся с сотрудниками, уходя – расстаемся с ними) • Строить отношения и рвать эти отношения. (такое может происходить при выборе друзей или при выборе спутника жизни) • В разговоре с кем-то (лично или по телефону). (начинаем разговор и его заканчиваем) Медики, смотря на человеческий организм, и в нем видят совершенно разный ритм каждого органа человека.
III. Сбои ритма. 1. В физическом мире.
- Что в этом вопросе мы можем заметить в физическом мире? • Ураганы, извержения вулканов, сход лавин, изменение климата. - Почему это может происходить? (обсудить в классе СШ) • Вмешательство человека (уничтожение лесов, военные действия и т.д.) • Вмешательство сверхъестественных сил (как Бога, так и дьявола см. Иова 1-2 главы).
2. В духовном мире.
- Какие сбои ритма мы можем наблюдать в духовном мире? • Смотря на пророка Илию в 3Цар.18. мы видим духовный взлет пророка на горе Кармил перед всем Израилем. • Смотря на него же в 19 главе, мы видим глубочайшую депрессию пророка, он прямо просит смерти у Бога. Это не нормальный ритм: взлет и падение, грех и раскаяние… - Отчего происходят такие сбои в духовном мире человека? Много причин для этого: • Потеря отношений с Богом (Втор.6.12. Ис.17.10) . • Начинает полагаться на себя (Откр.3.17. Матф.26.35.). • Очень часто это происходит в состоянии безделья (Иер.16.49. 2Цар.11.1-2.). • Окружение человека, друзья (Есф.5.14. Иер.20.6.). • Нежелание расстаться с грехом (Иез.20.16. Ос.4.17.). • Влияние сатаны (это в последнюю очередь)!
IV. Сезоны жизни. 1. В физической жизни.
Человеческая жизнь состоит из 4 этапов: • Этап подражания (длится до 18 лет): ребенок рождается беспомощным. Он ничего не знает и не умеет – чистый лист, на котором в дальнейшем появится определенный рисунок. Каким он будет, никто не знает. Это зависит от множества обстоятельств – начиная от того, кто его родители, и заканчивая всеми, с кем он встретится в жизни. Постепенно малыш учится ходить, говорить, впитывает социальные нормы и правила (что это?), адаптируется среди людей. Все это приходит в его жизнь через подражание, целью которого является превращение во взрослую, самостоятельную личность (что это такое?). Но бывает так, что физически индивид вырастает, но продолжает подражать окружающим, зависеть от их мнения и пытаться угодить. • Стадия самопознания (до 25-35 лет) заключается в том, чтобы найти свое отличие от других. Кто я? И чем отличаюсь от основной массы людей? Почему я – именно я, а не кто-то другой? На этом этапе человек много действует, экспериментирует, и, конечно, ошибается в попытках вычленить свою уникальную природу. Мы натыкаемся на собственные запреты, привитые нам на первом этапе: какие-то из них ломаются, рождаются новые. Мы учимся слышать себя и свои настоящие желания, отбрасывая в сторону все ненужное и сохраняя ценное. Находим свои слабые и сильные места, стараясь укрепить первые и максимально развить вторые. Застрять здесь можно, если так и не научиться признавать свои слабости, ошибки и не избавиться от слепой веры в желаемое, но нереальное. • Этап свершения (от 40 лет и до усталой старости) – к этому моменту человек хорошо себя знает, он честен с собой, а потому перестает грезить несбыточными мечтами и пребывать в иллюзиях. Рядом с ним больше нет друзей, которые только такими казались, нелюбимых супругов, ненавистной работы и всего прочего, что только тянуло вниз и не вызывало особой радости. Вы знаете, кто вы и что у вас получается лучше всего. Поэтому это то самое время, когда люди начинают активно раскрывать свой потенциал и самоактуализироваться. Возможно, вы придумаете что-то новое и гениальное, а может и поймете, что ваше предназначение просто быть хорошим родителем. Все сугубо индивидуально. Застревание на этой стадии происходит в том случае, если человек не смог реализовать свои амбиции. • Последняя стадия жизни именуется наследие (после 60-70 лет). Это период, когда люди оглядываются назад, анализируют ее содержимое, оценивают свои старания и жизненный багаж. Физическое и энергетическое здоровье уже не позволяют следовать только вперед и создавать новые глобальные цели. Этот период очень важен с психологической точки зрения. Если личность довольна тем, как прожила большую часть отведенного ей времени, тогда ей не страшно уходить. Чувство выполненного долга и не зря прожитой жизни успокаивают тревогу перед неминуемым концом. В обратном случае, человек будет страдать, и сожалеть о зря потраченных годах. Так происходит по той причине, что мы осознанно или нет, ищем в своем существовании какой-то смысл, который стремимся воплотить в реальность.
2. В духовной жизни.
- Какие сезоны в духовной жизни человека мы можем встретить? Причем с этим может столкнуться каждый человек? Откр.17.14. • Званные. (все люди на земле) Лук.14.15-20. • Избранные. (те, кто откликнулся на призыв Бога) Матф.22.8-10. • Верные. (те, кто проявил верность к условиям Бога и Его воле) Матф.22.11-14.
3. В отношениях.
Мы уже читали красивый отрывок Соломона Давидовича о ритмах в жизни человека. - Как он описал эти ритмы в отношениях между людьми? Еккл.3.5-8. • Объятья – расставания. • Поиск (друга) – расставание (из-за разочарования). • Молчание – разговор. • Любовь – ненависть. • Враждовать – мириться. Т.е. смотря на этот список: это НАША жизнь (личная, семейная, в коллективе, в церкви и т.д.)
Заключение. В жизни все преходяще, периоды, этапы и главы сменяют друг друга. В течение каждого из этих временных циклов нам предстоит понять одну или несколько истин, предназначенных именно для данного периода. Согласно Божьему замыслу, мы должны пройти все эти этапы — от свежести и чистоты вновь вернувшейся весны и восхитительного летнего тепла до увядающей красоты осени и молчаливого великолепия зимы. Давайте же молиться о том, чтобы видеть и в природе, и в своей жизни «время всякой вещи под небом» и жить полной жизнью с достоинством и мудростью, как и ожидает от нас Господь. |
Обновлено для 30.07.2019 10:19 |