Советы современной Марфе Печать
Автор: Артур Штеле   
10.05.2010 18:39

Есть в Евангелии от Луки интересный рассказ о том, как Иисуса Христа принимали две женщины, Марфа и Мария. Записан этот рассказ в Евангелии от Луки, в 10-ой главе, с 38 по 42 стихи. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Многие из вас могут отождествлять себя либо с Марией, либо с Марфой. Когда вы готовитесь к встрече любимого гостя. Я думаю, нашим сестрам это особенно близко и понятно, это естественно, если хочется принять уважаемого человека как можно, лучше.

Я вспоминаю свою мать, с которой мы, к сожалению, редко встречаемся. Но когда встречаемся, она буквально не спит, не отдыхает, старается сделать мое пребывание как можно более приятным, добрым, постоянно бегает по магазинам, желая купить самые свежие фрукты, утром рано принести самые свежеиспеченные булочки к завтраку, и случается так, что после, скажем, недельного пребывания, расставаясь в аэропорту, она говорит: "Мне так о многом хотелось с тобой поговорить, но мы даже не успели поговорить о главном".

Всем нам эта картина, наверное, знакома ведь пребывание гостя хочется сделать как можно приятнее. Но здесь возникает вопрос: а можно ли служить Господу так, чтобы все силы, всю энергию посвящать на служение Богу и, в конце концов, дойти до того, чтобы быть отчужденным от Него? Возможно даже, разозлиться на Него, быть недовольным Его поведением?
Посмотрите на Марфу. Она старалась приготовить большое угощение. Возможно, она не один раз опускалась в подвал, чтобы принести все свои баночки, всю консервацию, всё, что только можно было приготовить, самое лучшее, что у нее было. Она суетится, делает все возможное. Делает для кого? Делает для Господа! Самое лучшее она стремиться отдать Господу. И трудясь для Господа, она, очевидно уставши, обрушивается с некоторым негодованием на самого Господа. Мало того, что она недовольна Марией, которая сидит у ног Иисуса Христа и не помогает ей, она обращается к Господу и говорит:

"Господи, или Тебе нужды нет до того, что я одна работаю или Ты совсем не замечаешь меня? Тебе так хорошо с Марией беседовать? Что происходит? Почему Ты никакне оценишь то, что я делаю или Тебе нужды нет? Скажи ей, пусть она тоже мне поможет".

Не бывает ли в нашей жизни такое? Мы готовимся к служению, всю неделю готовим, скажем, проповедь или репетируем прекрасное музыкальное произведение, которое хотим исполнить во славу Господа, мы стараемся, составляем как можно лучше и тщательней расписание. В конце концов, настолько утруждаем себя служением Господу, что в субботний день нам вообще не до вести, которую Господь нам хочет сказать. Или Тебе нужды нет, что все мои помощники почему-то не помогают мне накрывать стол? Не случается ли такое в нашей жизни? Марфа целую неделю, посещая каждый день спевки, утренние богослужения, тщательно готовясь к занятиям, в итоге обижается на самого Господа. Она бросает вызов Иисусу Христу. Он же вместо того, чтобы постыдить Марию, обращается к Марфе и говорит: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно".

Комментаторы по-разному интерпретируют предложение "одно только нужно". Многие считают, что Марфа готовила большое угощение, там и первое, и второе, и третье, и четвертое, пятое, десятое было. А Иисус Христос ей сказал, что достаточно было бы одного блюда. Зачем ты готовишь такое большое обилие? Достаточно одного.

Но, если внимательно вчитаться в 42 текст, где происходит сравнениемежду Марией и Марфой, становится понятно, что Иисус Христос имел в виду совершенно иное. Он имел в виду нечто важнее, о чем Он выразился: «А одно только нужно, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Мария осознавала важность общения, и это осознание не отнимется у нее. Интересно отметить, почему Лука помещает этот рассказ именно в десятой главе. Этот рассказ следует сразу же после притчи о милосердном самарянине, которую вы все очень хорошо знаете, а эта притча является как бы ответом на вопрос законника: "Как мне жить, чтобы наследовать вечную жизнь?" Иисус Христос отвечает: "Вот есть две заповеди. Одна -возлюби Господа всем сердцем твои, и другая -и ближнего твоего, как самого себя". Затем этот книжник продолжает спрашивать, кто такой ближний и так далее. Иисус Христос рассказывает ему притчу о милосердном самарянине.

И как только Христос заканчивает эту притчу словами: "Иди и ты поступай так же", сразу следует наш рассказ и начинается он интересным выражением: "В продолжении пути их пришел Он ... " Автор, как бы, хочет сказать этой фразой, что все это относится к тому же, о чем он говорил. Может быть, он попытался сделать такой вот мостик, чтобы рассматривать этот рассказ в контексте всей этой главы, в контексте этой притчи. С одной стороны, когда мы читаем притчу О милосердном самарянине, складывается впечатление, что нам необходимо заботиться о нуждающихся, то есть работать, трудиться. И это правильно, так оно и нужно.

И всё-таки мы можем, как служители церкви, кем бы мы ни работали: пасторами, руководителем хора, секретарем в офисе или казначеем, чтобымы не делали, мы можем делать ударение именно на служение, на труде, мы можем впасть в одну крайность. Трудясь для Господа, мы можем забыть о самом главном, забыть о том, что нам необходимо находиться у ног Иисуса Христа. Иначе говоря, Иисус сказал бы сегодня: "Дорогой пастор, прежде чем неделю сидеть за словарями, проводить экзегезу, необходимо, чтобы ты свою душу, прежде всего, напитал у Моих ног. Велика опасность служить Мне и, служа Мне, забыть Меня".

Нам уместно вспомнить притчу о блудном сыне. Такое часто бывает в жизни тех, кто служит Господу. Суета настолько захватывает наше сознание, наше время, что нам просто не остается времени для того, чтоб просто посидеть у ног Иисуса Христа, пообщаться с Ним, напитать свою душу, а затем уже служить ближним. В 1Q-ой главе Лука предлагает нам некий баланс. Да, нам необходимо служить Господу, да, нам необходимо служить ближним, но при этом, ни в коем случае нельзя забыть важность и необходимость личного общения с Господом, потому что только напитавшись, только получив силу в общении с Господом, мы способны по-настоящему служить Ему и окружающему миру.

И, пожалуй, только потому, что Мария сидела у ног Иисуса Христа, она смогла молча воспринять упрек в ее адрес. Еслибы она не сидела у ног Христа, то как бы она отреагировала, когда, в присутствии такого важного гостя, ее сестра Марфа сказала: "Господи, посмотри на эту бездельницу. Сидит, ничего не делает, я уже тут часами тружусь". Естественно, произошел бы взрыв, но напитавшись общением с Господом, получив живую силу от Господа, она в состоянии была промолчать. Мы верим, что Лука, если бы там произошел конфликт, написал бы нам об этом.
Мне хотелось бы предложить вам, когда мы будем трудиться для Господа, будем готовиться к богослужению, не забывайте, что все это важно, но этот труд может быть вообще не признан в очах Божьих, если мы прежде всего не будем уделять время для личного общения с Господом. Можно спасти весь мир, а душе своей повредить. К сожалению, именно размышления на богословские темы могут увести человека так далеко от Господа, что он вряд ли сможет сам найти путь назад ко Христу. Помните, что именно богословские дискуссии книжников и фарисеев послужили тому, что родители потеряли Иисуса Христа, и им три дня пришлось Его искать. Мы надеемся, что не родители участвовали в богословских дискуссиях, а фарисеи, тем не менее, может случиться и так, что в богословских дискуссиях мы можем забыть и уйти от Господа на три дня, на три месяца, или на целый год. Важно, как бы мы заняты не были, не забывать, что даже служение Господу не может заменить важность личного общения со Христом, поскольку именно личное общение с Господом вселяет и дает нам силу, дает энергию служить Ему именно таким образом, каким Он желает это видеть. Посидев у ног Иисуса Христа, мы сможем приготовить ужин, возможно, В течение 30-ти минут, но без общения, наверняка не хватит и трех часов. Этот же принцип касается и в служении нашим ближним. Мы можем прилагать все силы, чтобы спасти душу годами, а нужно было, всего лишь побыть в присутствии Иисуса Христа.
Не забывайте Иисус Христос желает, спасая через нас окружающий мир, прежде всего спасти нас самих. Для этого нам нужно достаточное количество времени для общения с Господом. Только пообщавшись с Ним, мы сможем встретить те вызовы, которые нам предлагает каждый новый день. Если мы будем следовать этому примеру, то каждый сможет увидеть целый ряд положительных изменений в нашей жизни, в жизни нашей церкви. И тогда Господь сможет сделать многое вокруг нас.

Обновлено для 22.10.2015 22:06