Урок субботней школы № 4 "Милосердие и справедливость, по словам Давида и Соломона" Печать
Автор: Павел Луговой   
15.07.2019 19:59

Урок субботней школы № 4 "Милосердие и справедливость, по словам Давида и Соломона"

Второй вариант проведения урока субботней школы

Третий вариант проведения урока субботней школы

Памятный стих: «Давайте суд бедному и сироте, угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых» (Пс.81.3-4).


Вступление. Притча о добром самарянине учит нас: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марк.12.31). Если мы сможем полюбить своего врага, насколько легче нам будет полюбить друга? По мере того, как этот мир будет все больше разрушаться, и все больше будет становиться таким, каким был перед потопом, все больше и больше эгоистичных желаний будет возникать в сердце человека, и благополучие остальных его будет волновать все меньше и меньше. Все его мысли будут сосредоточены только на себе.

Наш долг – выработать иммунитет к тому, что происходит сейчас в мире, и продолжать заботиться о нуждающихся вокруг нас. Нам следует сосредоточить свое внимание на удовлетворении не только физических потребностей, но и духовных. Божья милость по отношению к нам должна изменить нас. Бог обещал восполнить наши нужды (см. Филип.4.19). Какая великая радость - знать, что Царь всей Вселенной поддерживает нас! Разве милосердие Божье не должно побуждать нас проявлять такую же милость к другим людям? Разве не следует и нам пытаться восполнять нужды других подобно тому, как Бог восполняет наши нужды?

 

I. Значение слов.

1. Милосердие.

- Что значит слово «милосердие»?
• Милосердие — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. (Философская энциклопедия)
• Милосердие — незаслуженные доброта и сострадание. (Тематический словарь)
• Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь Ушакова)
• Милосердие: 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях. (Энциклопедия социологии)
- А что это слово обозначает в Библии?
• В Ветхом Завете: חֶסֶד (kheh'-sed) 1. стыд, позор; 2. преданность, верность, лояльность, милость или доброта, милосердие.
• В Новом Завете: αγαθωσύνη, (агатхосЮнэ ) благость, доброта.

2. Справедливость.

- Что означает слово «справедливость»?
• Справедливость — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования. (Философская энциклопедия)
• Справедливость — одна из четырех основополагающих добродетелей, заключающаяся в уважении к равенству и законности, правам индивидуумов и праву как институту. (Философский словарь Спонвиля)
• Справедливость — категория морально правового и социально политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. (Современная энциклопедия)
- А что это слово обозначает в Библии?
• В Ветхом завете: צֶדֶק (tseh'-dek) 1. прямота; 2. праведность, правда, справедливость; 3. верность.
• В Новом Завете: δίκαιον. (дИкайон) 1. правильный, истинный, правдивый; 2. справедливый, честный; 3.чтущий законы, живущий по законам, не погрешающий против законов, законный.

II. Рекомендации Давида и Соломона.

1. Книга Псалтирь.

- Какие советы дает нам Давид Иесеевич?
Пс.100.1-4.
• Давид признает, что Бог – Автор милосердия и справедливости, поэтому он желает, смотря на Бога перенимать эти качества.
• Он желает соотносить свои поступки с характером Бога.
• Все, что может помешать проявлению этих качеств, он удаляет от себя.
Книгу Псалтирь с удовольствием читают не только из-за разнообразия представленных в ней тем, затрагивающих многие аспекты поклонения, но и потому, что в ней можно найти множество текстов, содержащих слова утешения. Все трудности с пониманием причины благополучия одних за счет других разрешатся на суде, где каждый получит награду «По делам его» (Откр.22.12).

2. Книга Притчи.

- А какие советы дает нам Соломон Давидович?
Притч.30.7-9.
• Соломон тоже понимает, что источник этих качеств – Бог, поэтому и просит Бога о том, чтобы Он помог проявить эти качества в своей жизни.
• Все, что может помешать отражать их в его жизни – он просит Бога удалить от него.
• Он желает быть христианином не на словах, а на деле.
Притчи известны своей краткостью и при этом емкостью высказываний. Нельзя не заметить тесной связи между богатством и характером, что особенно подчеркивается в этой книге. Наше отношение к деньгам и власти зависит от того, какое значение имеет для нас Божий закон. Лучше иметь мало, но оставаться праведником, чем жить в изобилии и быть нечестивцем (см. Притч.15.6).

III. Самаряне XXI века.

1. Получить, чтобы отдать.

- С чего, по словам Христа, начинается «милосердие» в нашей жизни и почему?
Матф.10.8.
• Получения (талантов, возможностей, средств, желания и т.д.) от Бога.
• Если этого не произойдет, то попытка мотивировать человека на даяние, это заранее провальное занятие как для мотивирующего, так и для человека пытающегося давать.

2. Жизнь с Богом.

- Что должно происходить дальше, чтобы человек научился быть милосердным и практиковать его каждый день?
Иоан.3.19-21.
• Он всегда идет ко Христу, и все, что он делает – это делается в Боге.
Гал.2.19 (2 часть)-20.
• Все, что мешает нам отражать характер Христа в жизни, такой человек разрешает Богу распять, или умерщвлять каждый день.
Гал.5.25.
• И если это происходит каждый день, то так (по примеру Христа) человек и будет жить.
Наша способность прославлять Бога в бедствиях и скорбях - это признак того, насколько велика наша вера. И если вдруг покажется, что Его лик сокрыт от нас завесой тьмы, мы можем полагаться на Его неизменную благодать. Давид говорит о том, что идет долиной смертной тени, не испытывая страха. А ведь он знает, каково это, когда сердце каждый раз уходит в пятки, ведь Саул так страстно желал ему смерти. Подобная уверенность в силе Божьей не избавляет от трудностей, но дает надежду на победу «силою Возлюбившего нас» (Рим.8.37).

3. Демонстрация этого на деле.

Теперь немного поговорим о практике.
- Как и в чем милосердие выражается на деле?
1Иоан.2.9-11.
• Милосердие всегда будет В ДЕЛАХ, а не на словах.
• А если милосердие только на словах, то: он еще во тьме, он является соблазном, он сам не знает куда идти и как жить, он еще слепой.

4. Правильное милосердие.

- Каким, по словам Бога, является «правильное милосердие»?
Мих.6.8.
• Оно обязательно должно быть СПРАВЕДЛИВЫМ.
• И демонстрируется милосердие на деле в СМИРЕННОМУДРИИ.
• Если оно не будет обрамлено в эти качества (справедливость и смиренномудрие), то милосердие не будет «правильным».

5. Милосердие к КОМУ?

Сегодня большинство людей хотели бы проявление милосердия – к СЕБЕ, а справедливости – по отношению к КОМУ-ТО.
В прошлом уроке мы говорили, КТО должен попадать в эту категорию (рабы, сироты, вдовы, эмигранты).
- А что говорит нам Библия по этому поводу в наше время?
Матф.25.40.
• Милосердие должно быть проявлено к тем, кто в нем нуждается.
• И это приравнено в проявлении милосердия как лично ко Христу.
- А если мы будем воздерживаться от дел милосердия к тем, кто в нем реально нуждается?
Иак.4.17.
• Библия говорит о том, что это – ГРЕХ.
Матф.25.45.
• Фактически он не желает проявить милосердие к Самому Христу.
Павел призывает нас подражать Христу (см. Ефес.5.1-2). Во время Своей жизни на земле Он много времени уделял служению тем, кого считали отбросами общества. Если мы называем себя последователями Бога, то будем стараться восполнять нужды других. Нам нужно быть прибежищем нищим и вставать на защиту сокрушенных и отчаявшихся. В своем служении обездоленным мы должны указывать им на Спасителя и жизнь вечную. Помогая тем, кто являются среди нас меньшими, мы делаем это для Самого Христа!

6. Милосердие и ответственность.

- Как соотносится милосердие с ответственностью?
Рим.12.6-8.
• Во-первых, мы должны понимать, что милосердие, умение сделать кому-то добро – это дар от Бога.
• Во-вторых, мы должны получить этот дар от Бога.
• В-третьих, мы должны применять его в жизни практически.
- О чем мы еще должны обязательно помнить?
Матф.25.13-19.
• Библия говорит очень много о нашей подотчетности: перед Богом и перед теми, кто доверил нам что-то для «раздавания».
• И мы не имеем права пускать вопрос благотворительности на самотек.
- Давайте посмотрим, как вопрос отчетности стоял у евреев с десятиной милосердия?
Втор.26.12-15.
• Был отчетный период, когда каждый отчитывался перед Богом за все средства благотворительности.
• Эти средства также являлись «святыней» (см. 13 ст.).
• Этот отчет был узаконен Богом.
• Человек не имел права деньги, предназначенные для благотворительности (как целевые), пускать на другие нужды (на похороны или помощь в похоронах), это средства предназначались в первую очередь для живых людей.
• Человек, проявляя благотворительность, не имел права даже в сердце «жалеть о них», т.к. это была «нечистота» сердца и ума.
• И только после отчета Богу человек мог просить Бога о следующем транше (доля займа, кредита, передаваемая заемщику одноразово, в виде одной порции) благословений.

Заключение. Нищета - не единственная проблема, мучающая современное человечество. Болезни, смерть, войны и голод тоже лишают людей душевного спокойствия. Нам нужно признать, что все это дает нам возможность познакомить людей со Спасителем. В конце концов, люди приходят в этот мир, чтобы умереть, Иисус же пришел, чтобы дать «вместо пепла - красоту, вместо плача - счастье, вместо отчаяния - радостное прославление» (Ис.61.3; пер. с англ. NLT).
Мы не можем продолжать жить, оставаясь эгоистами, стремясь к излишествам и наслаждениям и потворствуя своим желаниям. Нам есть над чем работать.

Обновлено для 30.07.2019 10:43