OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Проповеди Истина о Боге
Истина о Боге Печать E-mail
Автор: Евгений Зайцев   
16.03.2011 17:20

 Истина о Боге. Троица

Сегодня речь пойдёт о самом главном. Речь пойдёт о Боге, как центральной категории, определяющем понятие в любой религии. Боге, как некоей сверхъестественной реальности, как объекте поклонения.
Наверное, все мы слышали вопрос: если Бог, как некий абсолют, один, почему так много самых разных религий на земле? Ответ достаточно прост. Если даже на какое – то явление Земного порядка, среди научного сообщества существуют самые разные объяснения, трактовки, подходы, гипотезы, теории, что говорить о Боге, как существе высшего порядка, как запредельном, как выходящем, вообще, за рамки наших познавательных способностей? Понятно, что это великое множество представлений людей о Боге, прежде всего, продиктовано тем, что реальность, которую мы пытаемся постичь, находится за пределами нашего человеческого сознания. Вместе с тем, мы подчёркиваем религиозность, как универсальный элемент человеческого бытия. Этнографы - учёные, которые описывают разные народы – этносы подчёркивают, что на земле, практически, нет безрелигиозных народов. Человек по природе своей существо религиозное и ему нужен объект для поклонения.
Ещё в далёкой древности известный античный философ и писатель Плутарх писал: «обойди все страны. Ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монеты. Но ты никогда не увидишь города, лишённого храма и богов.

В годы господства атеистического режима в бывшем Советском Союзе пытались искоренить религиозные чувства из сознания советского человека. Но вы знаете, что на место религиозного чувства пришёл, я бы сказал, очередной культ – культ личности, как бы, со всеми характерными чертами религиозного культа, как бы свидетельствуя о том, что человек нуждается в объекте поклонения.
В Библии говорится о том, что первые люди на земле верили в единого истинного Бога, в соответствии с полученным от Него Откровением. Однако, со временем, это представление о едином Боге Откровения стало искажаться. Со временем, эта вера в единого Бога выродилась в, так называемое, язычество, в обожествление стихий этого мира, которым человек стал поклоняться. Этот процесс разложения истинной религии прослеживается и в Библии. И в первых главах книги Бытие показано вот это постепенное отпадение человека от Истинного и живого Бога. Человек начинает воспринимать Бога не так, как ожидается от него во свете Божественного Откровения. Он воспринимает Бога, как некоего врага, соперника, конкурента. Человек придумывает, так называемые, магические формы поклонения богам, как он их себе представлял. Сутью магизма является желание манипулировать Богом так, чтобы Бог отвечал на твои молитвы так, как тебе это нужно.
Вот, я вкратце обрисовал систему такого натуралистического идолопоклонства, в центре которой, кстати, не Бог, которому человек поклоняется, а в центре которой сам человек, его эгоистическая природа.
Чтобы нам не заблудиться в многочисленных и, порой, совершенно противоречащих друг другу представлениях людей о Боге, которые имели место в прошлом, и которые продолжают иметь место сегодня, нам нужно обраться к тому истинному источнику Божественного  Откровения, который поможет нам, ответить на следующие вопросы: а что есть Бог? А каков Он, а что Он собой представляет, как Он Себя открывает человеку? Как понимали Его пророки – те, кто описывали опыт непосредственного общения с Ним?
Прежде, чем мы обратимся к Священному Писанию за ответами на наши вопросы, я хотел бы представить вам ответы наших современников на вопросы, что вообще думают люди о Боге. Почему в мире много религий, что думают люди о христианском восприятии Бога, как Троицы? Верят ли они в Троицу? Как они Её себе представляют?
Видеосюжет сделанный телеканалом Надежда
Вопрос: Если Бог один, то почему в мире так много религий?
Ответ:
- Я считаю, что Бог один единственный для всех. Может быть, у каких-то народов по – разному называется, но вообще Он один.
-Этого я не могу сказать. Ну, опять - таки, кто – то решил немножечко приукрасить. Это уже,  всё - таки, авторы, наверное, были. Кто – то решил расширить. Ну, ведь разделение же произошло на католическую церковь и православную. А от  католиков, там уже и протестанты…
-я не могу ответить на этот вопрос, потому что сам себе задавал…
- А это я не знаю,…наверное, от самих  людей зависит, в кого верить.. .
- потому, что каждый хочет выбрать себе что – то другое.
- наверно, просто для каждого народа свой менталитет, своя какая – то история. Просто из –за этого…
- у всех разное на это видение, и в моём представлении это пусть Он будет единственным для каждого и пусть выбирает каждый свою религию…
- вообще – то это очень философский вопрос и ответить на него очень сложно. Сколько людей было, и для каждого наверно свой Бог. Бог внутри нас. И у каждого Он свой.
-ну, наверно, потому, что Его трактуют по-  разному. Но Бог – то всё равно один. Просто, одни люди думают, что так, другие верят, что по – другому. Поэтому и создалось много религий.
Вопрос: Верите ли вы в Троицу?
Ответы:
- Ну, вот если я доктрину приемлю, что  мы говорим, что Бог един, или триедин, то конечно Бог Дух, Бог Отец и Бог Сын.
- Я не вполне представляю себе, что это такое.
- Даже не знаю. Скорее всего, да.
- Слышала. Я верю в Бога.
- Ну, а как же?
- Конечно, если я ношу крест, икону на себе, то даже и показать вам не могу. Потому что, я в это верю.
- В триединство Божие, да.
- Сколько – то процентов моей души верит в это.
- Про праздник слышал. Троица. Святая Троица.
- Да, конечно.
- вы знаете, я немножко в другое верю. Я верю, всё - таки, что человек сам свою судьбу творит. Конечно, от Бога, наверно тоже что – то зависит. Но я верю, что над нами кто – то есть. Это точно. Но человек сам творит свою судьбу, а Бог не вмешивается. Я считаю так.
 Вопрос: кто входит в состав Божественной Троицы?
Ответы:
- Ну, наверно, Иисус Христос…Богородица... Не знаю точно. Я в этих делах не очень осведомлена.
- Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Это Троица.
-Ну, Отец, Сын …Сам Христос и.. .а третьего не помню…Иоанн был  по – моему…Нет?
- Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
- Я не знаю…Знаю, что Иисус Христос – Он мне во всём помогает. Это единственный Бог, которому я поклоняюсь.
- Отец, Сын и Святой Дух. Да.
- Отец, Сын и Святой Дух.
 Итак, выслушав мнение наших с вами современников, давайте обратимся к Священному Писанию - Библии. И посмотри на то, как Библия отвечает на эти вопросы. Каков Бог и, каким Он нам открывается в Слове Своём.
Сразу же следует сказать, что информация о Боге, содержащаяся в Священном Писании достаточно обширна и многозначительна. Однако, практически все исследователи, которые пытаются постичь Бога в Священном Писании согласны в одном: авторы Библии больше говорят об активности Божией в истории, о деяниях Божиих, нежели чем о природе Божества. И в этом, наверное, основное отличие библейских авторов от философов, которые пытались постичь, именно Бога, как некую сущность - сверхъестественную удалённую, нематериальную сущность. В  Священном Писании, в центре внимания авторов книг, которые входят в Библию, деяния Божие, Его активность в этом мире. В Библии подчёркивается диалоговый характер отношений между Богом и Его детьми. И этот диалоговый характер отношений свидетельствует, скорее всего, в пользу личностной природы Бога, Который себя открывает. Бог в Священном Писании предстаёт перед нами не как какая – то абстрактная сущность, не как идея, как, скажем, у Платона, не как чистый ум, как у Аристотеля или, как мировой дух у Гегеля. Бог  в Священном Писании предстаёт перед нами, как Личное Существо, входящее в отношения с этим миром, вступающее в общение с человеком.
 Я хотел бы обратить ваше внимание на три основных момента, которые помогают нам  увидеть эту личностную природу Бога в Священном Писании.
У Бога есть имя. Обладание именем, как раз – таки, подчёркивает этот личностный аспект Божества. У Бога есть имя. В своё время пророк Моисей в растерянности стоял, когда услышал Божие повеление (помните в пустыне у несгорающего куста?). Божие повеление пойти к народу своему, пребывающему в рабстве, в Египте и вывести его из этого рабства по поручению свыше – от Самого Бога. И Моисей тогда задаёт вопрос Богу: а как имя Твоё?
Все боги в Египте имели имена. И это имя свидетельствовало о том или ином боге.
Как Имя Твоё – вопрошает Моисей, воспитанный вот в этой культуре. И тогда он слышит: Я есмь Сущий. В еврейском оригинале – Яхве. Четыре согласных, так называемая, тетрограмма.
Что означает Имя Божие?
Следует подчеркнуть, что в иудейской традиции имени придавалось очень большое значение. Имя как бы заключало в себе суть того, кто это имя носил. Быть и быть названным означало одно и то же.
То есть, в этом имени, которое Бог сообщает рабу своему Моисею, заключалась, если хотите, сама суть Божества. В чём же она?
 Многие исследователи пытались придавать этому имени философский смысл, объясняя это как первосущность, как некую основу бытия.
Но следует сказать, что авторам Священного текста не свойственно подобное, философское восприятие Бога. Как я уже подчеркнул, они воспринимают Бога в опыте общения с Ним. И Сам Господь как бы проясняет значение Своего имени, когда говорит Моисею: Я Господь – Бог отцов ваших. То есть, в этом имени опыт предыдущего общения Бога с людьми, с праотцами Моисея. И в этом опыте общения Бог открывался, как многомилостивый, как человеколюбивый, как прощающий. Именно это и звучит тогда, когда Моисей находится у подножия горы. И он слышит Бога, вступает в опыт общения с Ним.  И там Бог произносит имя Своё.
 И дальше следует вот это, как бы, описание наполненности Божиего имени: Я Господь Бог человеколюбивый, многомилостивый долготерпеливый и истинный. Вот, что заключает в себе имя Божие.
 Второе Библейское обстоятельство, которое указывает на личностную природу Бога: Бог открывается человеку, как обладающий всеми характерными чертами личного существа.
С точки зрения греко - философской мысли это просто немыслимо, чтобы Бог представлялся вот таким образом.
 Но Бог в Священном Писании предстаёт перед нами именно таким Богом, Который творит, Богом, который взаимодействует с этим миром, Который реагирует на то, что в нём происходит. О Боге Откровения сказано, что Он радуется. Он скорбит; Он ревнует; Он негодует.
Может быть, кого – то подобное описание Бога смущает. Но мы должны помнить о том, что человек, который тоже способен реагировать на происходящее таким образом, человек сотворён по образу и подобию Божию. И он где – то отражает в себе Бога.
 Поэтому, мы не должны бояться вот таких характеристик. Они Бога не умаляют. Они Бога не материализуют. Эти характеристики свидетельствуют о том, что Бог Священного Писания это живое, динамичное существо, способное взаимодействовать с этим миром и с нами – Его детьми.
 И, наконец, третье обстоятельство, подчёркивающее личностную природу Бога. Это сам факт Его общения с другими личными существами.
Священное Писание – не что иное,  как записанный пророками опыт взаимодействия Бога и человека. Это история спасительных отношений между Богом и людьми. И здесь Бог представлен, как живое, отвечающее человеку взаимностью существо.
Христианская церковь, к которой принадлежит и наша церковь, разделяет веру в Бога, как Отца, Сына и Святого Духа, или, так называемую, Троицу.
Это исключительно христианский взгляд на Бога. Представление о Нём, как Отце, Сыне и Святом Духе, является уникальным, необычным. Нет другой религии в этом мире, которая воспринимала бы Бога, именно вот таким образом. Те языческие триады, о которых часто говорят, ничего общего с Богом Откровения, с Богом, который открывается нам как Отец, Сын и Святой Дух, не имеют. Конечно же, само слово Троица в книгах Библии не встречается. Но – я ещё раз хочу подчеркнуть – это слово отражает именно Библейский взгляд на Бога, как Триединого, открывающегося нам, как Отец, Сын и Святой Дух. Несмотря на то, что Божественное Откровение на этот счёт действительно требует, вот именно, такого восприятия Бога, развёрнутого, систематического учения о Боге в Библии мы не найдём. И это действительно так.
Мы не должны воспринимать Библию, как некий учебник систематического богословия, где всё, разложено по полочкам и всё понятно. Я ещё раз подчёркиваю, что Библия это описание исторического спасительного опыта общения Бога и человека.
 Библия, как замечено, было раньше, описывает опыт взаимодействия Бога и человека и в этом опыте нам открывается, довольно – таки, парадоксальная ситуация. С одной стороны Библия представляет Бога, как Единого. То есть она подчёркивает исключительность Бога Откровения, Его единственность. Нет другого, как Он. А с другой стороны, Библия утверждает Божественный статус Отца, Сына и Святого Духа.
С одной стороны Библия утверждает единство Бога, а с другой стороны некое загадочное Триединство.
Давайте попробуем вдумчиво и молитвенно подойти к этой тайне Божественного Откровения, и попробуем проникнуться самим духом Священного Писания, чтобы попытаться восприять одновременно и единство Божие и Его Триединство. Кстати, для тех, кто писал Священное Писание, это не воспринималось, как некое противоречие.
Единство и Триединство Божие… Они способны были верою, одновременно, в едином мыслительном акте принимать и Божественное единство, и Его Триединство.
Обратите внимание на те ключевые Библейские тексты, в которых подчёркивается, прежде всего, единство Божества.
 Прежде всего, это текст, который представляет собой, если можно так сказать, кредо Библейского иудаизма - знаменитое «Шма, Израэль»  - «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Господь, Бог наш, Господь един есть…
 И вот это представление о Боге, как едином, составляет основу основ, так называемого библейского монотеизма - единобожия. И эта основа основ красной нитью проходит через всё Священное Писание, и она остаётся точно такой же и в Новом Завете, в эпоху служения Сына Божия здесь, на Земле. Эта основа основ остаётся той же самой.
Посмотрите, как, например, апостол Иаков в контексте веры, подтверждаемой делами, задаёт вопрос: «ты веруешь, что Бог един?» - И тут же отвечает - «хорошо делаешь» (Иак.2:19). Единобожие утверждает и апостол Павел, когда говорит: «ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1Тим.2:5). О человеческом аспекте служения Сына Божия мы с вами мы будем говорить чуть позже.
 А сейчас я хотел бы подчеркнуть вот этот момент: факт Единобожия, утверждаемый на протяжении всех книг Священного Писания.
Несмотря на утверждаемое единобожие, в Библии мы встречаемся с великим множеством свидетельств в защиту полноты Божественности и Сына и Святого Духа. И, конечно же, у нас сразу же возникает вопрос: как примирить, с одной стороны - утверждения Божественного единства в Священном Писании, с другой стороны - вот это великое множество свидетельств, которые утверждают Божественный статус и Сына Божия, и Святого Духа. Есть ли здесь противоречия?
Забегая вперёд, следует сказать, что в Священном Писании действительно Сын Божий представлен, как Божественный, во всей полноте в полном смысле этого слова. И Дух Святой представлен как Божественный по природе в полном смысле этого слова.
А сейчас я хотел бы попробовать примирить эти библейские свидетельства между собой.
Не противоречит ли Библия сама себе, когда с одной стороны говорит о единстве Бога, а с другой стороны утверждает Божественность Отца, Сына и Святого Духа? То есть, вопрос можно поставить так: один Бог, или их всё – таки три?
Один. Наше мышление, построенное на математической логике, вряд ли поможет нам ответить на этот вопрос. Мы никогда не примирим в своём сознании единицу и тройку. Никогда не сможем поставить здесь знак равенства. И при поверхностной оценке христианского взгляда на Бога мы постоянно будем видеть это непримиримое противоречие.
 К сожалению, многие люди воспринимают христианство, как троебожие. Как веру в трёх богов: самостоятельных, независимых богов. Но это не так.
Христианство это единобожие. И, если мы не в состоянии на рациональном уровне постичь тайну Божественного триединства, это не означает того, что мы должны от этого отказаться как, скажем, и произошло в эпоху просвещения, когда  именно человеческий разум был поставлен в главу угла и сформировался, своего рода, культ человеческого разума. Я имею в виду то, что именно человеческий разум становится критерием истинного познания Бога. И, если Троицу разумом объяснить невозможно, значит, Она просто не заслуживает внимания и должна быть выброшена на свалку истории.
Утверждается вот такой унитарианский взгляд на Бога. На Бога, как некую монаду. Такого Бога понять на рациональном уровне очень легко. Но в этом случае мы уходим далеко в сторону от Истины, которая открывается в Священном Писании относительно Бога.
Итак, давайте посмотрим, как же авторы Священного Писания показывают нам вот эту многосложность. Если можно так сказать – многосложность Бога, Его социальную, если хотите, природу. Во – первых, эта социальная природа Бога открывается нам в Священном Писании в целом ряде библейских текстов, уже начиная с первой страницы Священного Писания. Многие исследователи обращают внимание на то, что слово Бог используется во множественном числе. Элохим это множественная форма Эль. Адонай это тоже множественное число. Мы переводим его, как Господь. Почему? Почему  используется множественное число по отношению к Богу?
Существует великое множество гипотез, предположений, пытающихся объяснить эту великую тайну имени Божия. Одна из самых распространённых это, так называемое, множественное число величия. По аналогии с более поздней практикой, когда царские особы использовали множественное число применительно к себе. Например, вам знакома такая форма обращения императора: мы, император такой - то и такой – то, сим соизволили… Но, что интересно, в Священном Писании мы нигде не встречаемся с подобной практикой в отношении царских особ. А с другой стороны множественное число используется применительно к таким, казалось бы, будничным понятиям, как земля, вода, небо. В сознании древних это были не простые вещи, не простые понятия. Земля это великое множество частиц. Вода это великое множество капель. Поэтому мы можем предположить, что множественное число в данном случае свидетельствует, хотя бы косвенно, на множественность в Боге.
 Посмотрите, как пророки описывают активность Бога, как общественного Существа – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт.1: 26). И у нас снова возникает вопрос: Кто это - Мы? Потому, что здесь множественное число. По какому образу, что имеется в виду? Если Бог монада – Он один, – почему такая форма речи? –Сотворим, по образу Нашему? Некоторые предполагают, что речь идёт об Ангелах. Господь, якобы, советуется с Ангелами, когда Он творит человека. Но даже самая строгая монотеистическая иудейская мысль отказывала Богу в совете с тварными существами, когда речь шла о сотворении человека.
Видимо, мы опять же можем предположить, что в Боге есть некий совет. Бог не монада, Бог это сообщество. И мы в свете позднего Откровения понимаем, о каком сообществе идёт речь - сообщество Отца, Сына и Святого Духа.
 А вот другие, аналогичные примеры, где Бог проявляет себя, как некая множественность: « И сказал Господь Бог: вот, Адам стал, как один из Нас» (Быт.3:22). Ещё один пример. « И сказал Господь…Сойдём же и смешаем язык их» (Быт. 11:6,7)Ещё один пример. «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдёт для Нас?»  ( Ис.6:8). Опять множественное число.
Следующий интересный момент. Само сотворение человека, как социального существа тоже свидетельствует о социальной природе Бога, о Триединстве Бога. Потому, что человек сотворён по образу и подобию Божию. И смотрите, как он сотворён: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). В иудейской мысли ни мужчина, ни женщина, взятые в отрыве друг от друга,  не составляют вот это ёмкое целостное понятие: человек. Человек – это мужчина и женщина. Так мыслит Библейский Автор. И вот эта социальная сущность человека, конечно же, отражает и социальную сущность Бога. Потому что человек сотворён по образу и подобию Божию.
Социальный характер Божественного «единства»: ehad - един. Обратите внимание на слово, которое используется в Ветхом Завете при описании вот этого единства. Я ещё раз возвращаюсь к тексту из Второзакония: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един(ehad) есть» (Втор.6:4). Очень часто мы это понимаем в смысле единственности. Но обратите внимание, что этому слову также присущ и оттенок единства, внутреннего единства. Един есть в отношениях.
Посмотрите, как то же самое слово используется по отношению к человеку: «и прилепится к жене своей; и будут двое одна(ehad)  плоть» (Быт.2:24). Здесь то же самое слово – ehad. Речь идёт о человеке – мужчине и женщине – в отношениях любви. Брачные отношения…
 Институт брака, кстати, своими корнями уходит тоже в творческий процесс Божий. Бог учредил институт брака. Бог заложил основы брака, и в основу брачных отношений, в основу семьи положена любовь Божия, которая соединяет двоих так, что они уже перестают восприниматься, как два отдельных, самостоятельных и независимых друг от друга существа. Они одно единое целое, они ehad. В этом человек отражает Бога, по образу и подобию которого он сотворён.
 О таком же сокровенном единстве внутренней жизни Бога говорит и апостол Иоанн. Его знаменитые слова: « Бог есть любовь»(1Инн.4:16) – это не что иное, как прямое указание на социальную природу Божества. Бог есть любовь! Невозможно бы было так сказать о Боге, если бы Он был монадой. Любовь предполагает отношения, по крайней мере, между двумя. Если нет отношений, то говорить о любви в каком  - то реальном смысле этого слова мы не можем. Бог есть любовь - это значит, что в Боге есть отношения, построенные на любви – отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом.
Уже в Ветхом завете мы встречаемся с многочисленными свидетельствами вовлечённости Отца, Сына и Святого Духа в спасительную историю. На это указывал и Сам Христос и апостолы. И было бы не совсем правильно рассуждать, что эпоха Ветхого Завета это эпоха Отца. Эпоха Нового Завета это эпоха Сына и Святого Духа. Нет! Триединый Бог проявляет себя на протяжении всей священной истории. Посмотрите, как например, будущий  Мессия, Сын Божий проявлял Себя в древности – в эпоху Ветхого Завета в множестве, так называемых, теофаний и Богоявлений: явление Господа Аврааму у дубравы Мамре, явление Ангела Господня Гедеону, явление Ангела Господня Моисею, явление вождя воинств Господних Иисусу Навину и множество других. Таких примеров очень много и в контексте Нового Завета мы понимаем, что под этим Ангелом Господним пронимается не тварное существо, а существо Божественное. И под Ангелом Господним, практически, все комментаторы понимают будущего Мессию – Самого Сына Божия.
Не  менее интенсивны примеры активности и Духа Святого в Ветхом Завете.  Дух Святой представлен, как участвующий в творении мира. Он представлен, как активный участник  деяний Божиих, как благих, так и связанных с наказанием: Дух покрывает водами египтян, Дух Святой  участвует в написании книг Библии. Поэтому мы называем их Богодухновенными. Дух Святой утверждает кающегося Давида. Исайя подчёркивает, что Духа Святого можно огорчить. И это всё в Ветхом Завете. Также мы усматриваем активную вовлечённость Духа Святого в спасительное служение Мессии в будущем. Тот же пророк Исайя за многие века это предрекает. И в сорок восьмой главе мы читаем: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48:16). Когда Иисус Христос приступил к своему земному служению, Он ссылается на это пророчество. В Своей первой проповеди Он говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Господь помазал Меня» (Лук.4:18). И далее, Он описывает элементы своего спасительного служения.
Нам следует помнить о том, что Откровение Божие носит прогрессирующий характер. То есть, по мере развития истории спасения Бог являл Себя всё в большей и большей мере. И вы помните слова, записанные в послании апостола Павла к евреям. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне. Вот он, прогрессирующий характер Божиего Откровения. И апостол это понимает, когда пишет о разумении тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолом Его и пророком – Духом Святым.
 Вот  вкратце мы коснулись с вами того базового библейского материала, который помогает нам представить Бога не в виде какой – то абстрактной идеи или сущности, а в виде социального существа: как сообщества Отца, Сына и Святого Духа, сообщества любви. Именно таким Бог и открывается нам в слове Своём.
Бог Откровения – это Бог, с которым возможно общение. Это Бог, с которым человек вступает в диалог. Это Бог, на заповеди которого человек откликается и, которые соблюдает. Это Бог, который волю свою делает открытой для человека и эту волю человек способен познавать и в своей жизни исполнять.
Вера нашей церкви в Троицу основывается на ясных и убедительных свидетельствах Священного Писания и гораздо больше того, что мы смогли с вами сегодня привести. Вера церкви в Триединство Божие это вера пророков и апостолов. Ни о каких языческих влияниях, как некоторые считают, в данном случае, мы не имеем права говорить. Мы подчёркиваем ещё и ещё раз, что в основу веры церкви в Отца, Сына и Святого Духа – в Божие Триединство – положено Божественное Откровение. Бог так открывается нам в Слове Своём. И мы верою должны это Откровение принимать. Даже, если мы не в состоянии осмыслить это на рациональном уровне.
 Библейское мышление парадоксально. Мы это должны признать. И тогда, когда наш разум не в состоянии что – то объяснить, мы должны дать место вере. Мы должны верою принять это Откровение -  так, как оно принималось авторами, писавшими книги Священного Писания.
Бог Откровения это Бог, который заслуживает хвалы и поклонения со стороны человека. Пророк Исайя описывает один эпизод, связанный с Богопоклонением. И он подчёркивает вот это троекратное своесловие: « Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3). Многие исследователи усматривают в этом троекратном «Свят, Свят, Свят» косвенное указание на триединство Божества. Бог достоин Славы. Бог достоин того, чтобы мы прославляли Его за то, что Он нам открылся. Открылся именно таким вот образом. Бог, который любит нас. Бог, которого и мы можем в ответ любить. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Именно таким открывается нам Бог в Слове Своём, в Слове Истины. Бог, – который есть Истина. И даже, если мы не в состоянии постичь эту Великую Истину, мы должны принять Её сердцем.
Процесс Богопознания это не что иное, как ответная любовь со стороны человека на любовь Божию. Вот почему и заповеди, которые даны человеку, как основа – основ земного бытия построены на любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». ( Лук.10:27).
На сих двух заповедях основывается всё. И мы, лишь только потому способны любить и способны любовь воспринимать, что сотворены по образу и подобию Божию. По образу и подобию Бога, который есть Любовь. Как извечное сообщество трёх любящих ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа. Бог Откровения это не абстрактная идея. Это не какая – то абстрактная сущность, не голый абсолют. Бог Откровения это многосложное Существо – Триединый Бог, который именно таким образом нам и открывается в Слове Своём.
 Сегодня, в век рационализма, в век скептицизма нам трудно верою принимать какие – то вещи. Нам гораздо проще усвоить идею Бога, как просто абстрактной сущности и космического Разума, как некоего абсолюта. Но все подобные представления слишком далеки от того Откровения, которое записано в Священном Писании. Откровение о Боге. Боге живом, Боге динамичном, Боге взаимодействующем с человеком в истории спасения. Будем помнить о том, каким Бог открывается нам в Слове Своём. И будем служить этому Богу. Будем прославлять, и величать Его за Его Святое Откровение.  За Его чудные дела в истории спасения. За Его самое главное дело, которое Он совершил ради нас – грешников. «Отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Обновлено для 21.03.2011 07:41
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 2824
Ссылки : 21
Просмотры материалов : 2909299

Кто на сайте

Сейчас 31 гостей онлайн