OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Проповеди За кого почитают Меня люди?
За кого почитают Меня люди? Печать E-mail
Автор: Сергей Голиков   
10.02.2010 06:18

            Кто Иисус? Что о Нем говорит Священное Писание? Что говорит история и другие источники?

          Итак, Божественность Иисуса Христа. Прежде всего, следует сказать, что этот вопрос вызывает множество споров. Пожалуй, наибольшее количество споров в христологии. Одна из причин, почему так много споров по этому вопросу - это невозможность логического объяснения учения о Божественности Иисуса Христа. И ещё, так много спорят об этом потому, что вопрос о Божественности Иисуса Христа является основополагающим в христианском учении.

           Если мы удаляем Христа - Бога из учения и из основания веры нашей, то рушится абсолютно всё. Поэтому, сегодня мы с вами рассмотрим, что же говорит нам история, что говорит Священное Писание, что говорят другие источники по этому вопросу. Давайте обратимся к истории.
           Впервые этот вопрос был поднят в I-II веке. Группа верующих  в Бога евреев, называющих себя христианами, отвергали непорочное зачатие Иисуса Христа, отрицали авторитет посланий апостола Павла, поскольку, апостол Павел очень ясно и чётко говорил о многих вещах. Они утверждали, что Иисус был обычным человеком, который родился от женщины и Его миссия началась с того момента, когда Он был крещён в Иордане, то есть, в момент Крещения - Его миссия началась, когда Он был помазан Духом Святым. Но у них была интересная позиция: эти люди настаивали на необходимости обрезания - вы помните, что апостол Павел тоже много об этом писал, том числе, в послании к галатам. И вот, на протяжении двух - трёх веков, это учение, так, или иначе, распространялось в христианской церкви. 
           Следующий, кто подхватил, и развил, и обосновал - это был Арий. Это был александрийский пресвитер. И он занял однозначную позицию по отношению  к Божественности Христа. Основные положения, которые он использовал это то, что: Бог един - не может быть двух Богов; Бог это абсолютная личность, то есть, не может быть разделения - Бог это нечто неделимое, целое, что не может разделяться, не может проявляться в других формах. 
          Следующее, на что он обращал внимание: качество Бога это Его запредельность- невозможность человеческим сознанием постичь Бога, поскольку человек является творением, а творение постичь до конца Творца никогда не сможет.  И ещё одно из оснований, которое принял Арий: было время, когда Его, то есть Сына не было. Он представил логическое размышление: был Отец сначала, а потом только появился Сын. И вот эти четыре основных момента лежали в основе учения Ария. Для того, что бы аргументировать свою позицию, Арий использовал библейские тексты, указывающие на сотворённость и рождённость. И здесь три текста, которые очень часто использует не только Арий, но и современные люди, которые отвергают Божественность Христа.

           Они говорят, что в притчи 8:22 написано: «Господь имел меня началом пути Своего». Здесь речь идёт о мудрости.       Следующий текст это деяния 2:36: « Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса», то есть Христос Иисус, как Сын имел какое-то начало во времени. И ещё один текст - колосянам 1:15 звучит так: «рождённый прежде всякой твари». Вот эти три текста лежат в основе библейского обоснования учения Ария. Ещё Арий делал акцент на свидетельство Самого Христа. В евангелии от Иоанна в 14 главе в28 тексте Иисус говорит: « Отец Мой более меня». В евангелии от Марка в 13 главе 32 тексте Христос говорит: « О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». То есть, здесь Христос ставит себя на уровень Ангелов, которые также не знают часа пришествия. И в евангелии от Иоанна 17 главе 3 тексте написано: « да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа». То есть, здесь идёт речь о едином истинном Боге, а Иисус Христос, как бы послан выполнять определённую миссию.
            Итак, чему учил Арий? Он говорил, что Сын это первое творение Божье; что Сын является посредником между Богом и сотворёнными существами; сын не является единосущным и совечным с Отцом. Он имеет другую сущность и имеет начало во времени. И учение Ария, поскольку оно претендовало на определенную богословскую обоснованность, достаточно широко распространилось и, настолько эта проблема стала острой, что церковь вынуждена была дать ответ на эту позицию отрицания Божественности Христа. И в 325 году был созван Вселенский Собор, на котором этот вопрос очень тщательно исследовался. В результате исследования, на основании Библии было принято решение осудить эту ересь, и было выработано исповедание веры. И называется оно: Никейский символ веры. Потому, что до этого фактически церковь не высказывалась по поводу Божественности Христа. Ничего не было сказано. И только в 325 году впервые была заявлена официальная позиция церкви. Итак, звучит оно так: Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца, прежде всех веков. Света от Света, Бога истинного от Бога истиннорождённого, не сотворённого единосущного Отцу. Вот так звучит никейский символ веры. То, что хотели сделать отцы церкви на этом соборе, достойно уважения. Они очень серьёзно исследовали этот вопрос, и мы видим, что здесь звучит, что Христос равный, Бог от Бога.  Истинный от истинного. И единственное, что смущает, так это то, что Он рождённый - не сотворённый. И вот это выражение, которое использовалось в никейском символе веры, быть может, привнесло больше путаницы в эти еретические взгляды, чем ясности. Желание отцов внести ясность сыграло непонятную роль. Но, тем не менее, начиная с никейского собора, церковь выразила свою позицию по этому вопросу, и этот вопрос не поднимался, вплоть до эпохи просвещения. Почему он стал так остро в эпоху просвещения? Эпоха просвещения характерна тем, что человек стал на всё смотреть с точки зрения рациональности, разума. Были такие рассуждения: а давайте-ка посмотрим, насколько это разумно; если это соответствует нашему пониманию, если это логично, если здесь присутствует здравый смысл, то тогда - да; если же нет, то это нужно отвергнуть. Эпоха просвещения внесла свои дополнительные аргументы в учение отрицания Божественности Христа. Поскольку очень высоко был поднят культ разума, в этот период получают развитие унитарианские идеи единственности Бога. И учение Ария, которое было осуждено в 325 году на Никейском Соборе, получило как бы вторую жизнь.
            И в 1825 году в Америке создаётся Американская унитаристская ассоциация. Она включала в себя всех христиан, которые не верили в Божественность Иисуса Христа, которые отвергали Божественность Иисуса Христа. Нельзя сказать, чтобы у этих людей были единые взгляды по данному вопросу. Они были очень разнообразны. Но всех их объединяло отрицание Божественности Иисуса- это было в основе. Унитарии утверждали, что догмат о Троице не соответствует Библии и противоречит разуму. Как это может быть так логически - объяснить Троицу невозможно. Значит это нужно отвергнуть и это не должно иметь места в христианском вероучении. На сегодняшний день очень распространенное  учение это учение, которое несут Свидетели Сторожевой Башни. Они утверждают, что догмат о триедином Боге учит вере в трёх Богов, то есть политеизму. И отрицание Божественности Христа, Его сущности, что Христос является Наивысшим Созданием Бога, Его первым Творением - самым любимым из всего созданного Им. и Святой Дух это невидимая сила Всемогущего Бога. Дело в том, что унитарианские идеи оказали своё влияние и на пионеров адвентизма. Многие из тех людей, которые вошли в адвентистское движение 1844 года, и впоследствии продолжили это движение в церкви адвентистов седьмого дня, вышли из унитарианских объединений, где Божественность Христа отвергалась. К таким людям относился и Джеймс Уайт, Джозеф Бейтс и многие другие члены адвентистской церкви. Что касается Елены Уайт, то тут следует заметить, что она была из методистской церкви. А церковь методистов исповедует ортодоксальную позицию в отношении Троицы, то есть, принимает Отца, Сына и Святого Духа. Между Еленой и Джеймсом не было никаких проблем в этом вопросе. Джеймс Вайт не принимал учение о Троице в том виде, в котором оно было представлено в то время. Но впоследствии, когда этот вопрос стал достаточно остро в церкви адвентистов седьмого дня, Елена Уайт достаточно ясно по этому поводу высказалась, и мы с вами ещё обратимся к этим текстам.
           Итак, что же в современной церкви. Дело в том, что сегодня также появляется очень много учений, новых взглядов по этому вопросу. В частности, Бруно Фишер в Германии, который активно распространяет учение о Божественности Христа, группа «Полночный Крик»  в Калининграде, которая так же несёт эту весть. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно обращаться не к авторитету отцов церкви, не к авторитету церковных соборов. Чтобы нам иметь твёрдую позицию, нам нужно обратиться к Священному Писанию. Итак, что же говорит нам Библия по вопросу Божественности Христа? Прежде всего, необходимо изучит свидетельство самого Христа. Как Он к этому относился, то есть, что Христос говорил о Своем статусе. Что Он имел в виду, когда говорил о Себе Самом.
           Итак, Он утверждал, что у Него с Отцом есть особые взаимоотношения. В евангелии от Иоанна в10 главе 30 тексте мы читаем: « Я и Отец - одно». Христос говорит об особой общности между Ним и Отцом. Есть нечто такое, что позволяет Ему говорить о том, что Они одно целое.
          В Инн.14: 9 Христос в беседе с Филиппом  говорит: « столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня Филипп? Видевший Меня видел Отца». Иисус Христос ясно даёт понять Филиппу, что Его Образ является отражением Образа Отца. Иисус Христос также утверждает  о Своём предсуществовании, то есть о том, что Он  был, ранее был. 
          В Инн.8:58 Он говорит так: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». И вот здесь используется интересное выражение: «Я есмь».  Это прямая посылка на Исход - книгу Исход 3 главу 14 - 15 текст, когда Господь, обращаясь к Моисею, говорит: «Я есмь Сущий». И здесь мы усматриваем параллель. Здесь сами иудеи - участники этих событий свидетельствуют  о том, что говорит Христос. Мы помним, что произошло после этих слов, когда Христос сказал: «Я есмь». Они схватились за камни. Иудеи схватились за камни, чтобы побить Христа, потому что, по их мнению, это было явное богохульство - то есть, Христос претендует на Божественность. Так это выглядело по понятиям иудеев, и поэтому они схватились за камни. 
          В Инн. 3:13 мы читаем: « сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Молитва «Отче наш» звучит: « Отче наш Сущий на небесах». А здесь, Христос говорит о Себе Самом, как о Сущем на небесах. Вновь мы видим свидетельство Иисуса Христа об особом Своём статусе. Следующий момент, на который мы так же  должны обратить внимание, это право прощать грехи.
          В Мк. 2:7 мы читаем: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? и 10 текст: «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»- то есть, Христос утверждает, что Он имеет эту власть, имеет это право - прощать грехи. Он так же говорит о своей законодательной власти. Он говорит, что Сын Человеческий есть Господин и Субботы. И Он, также, осознаёт Себя Сыном Божьим.
  В Инн.19:7 иудеи обвиняют Его. И они говорят: «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что Он сделал Себя Сыном Божиим». То есть на что - то большее претендует, не просто человеческая личность, не просто земной Мессия.
         И в Инн. 5:18 читаем: « И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он… Отцем своим называл Бога, делая себя равным Богу». То есть, Иудеи времён Христа очень чётко и ясно понимали, что Иисус Христос ставит Себя на одну ступень с Отцом: Я и Отец - одно; Я имею право прощать грехи; Я имею законодательную власть.
        То есть, во времена Христа сомнений не было, кто Он такой. И поэтому, первые годы развития христианства этот вопрос даже не поднимался, и только  александрийский пресвитер Арий начал развивать этот вопрос. 
          Следующее свидетельство. Ответы Иисуса в евангелии от Матфея. На вопрос: скажи нам: Ты ли Христос- Сын Божий. Иисус в Мтф. 26:64 отвечает: «ты сказал», и в 65 тексте «первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует».
          Кроме того, Иисус Христос Ангелов Божьих и Царство Божие  называет Своими. Он говорит в Мтф. 13:41:   « пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих» -  ангелы принадлежат Сыну Человеческому - « и соберут из царства Его все соблазны и делающие беззаконие». В Луки 15:10 Он говорит: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей, и все Святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле Славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мтф. 25:31:32). Здесь речь идёт о том, что Христос имеет право судить. Он также принимает исповедание учеников. Когда Фома говорит Ему: «Господь мой и Бог мой» (Инн. 20:28), а Иисус говорит ему: «блаженны не видевшие и уверовавшие (Инн. 20:29). То есть, Христос соглашается с тем, что говорит Фома, потому что так оно и есть. И в этом нет никакой неправды.
          Утверждение Христа о своей власти над смертью: «ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Инн. 5:21). Здесь Христос вновь ставит Себя на одну ступень с Отцом. 
          В Инн.11:25  мы читаем: «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, то оживёт». Верующий в Иисуса будет иметь жизнь. Далее идут специфические моменты, связанные с оригиналом греческого текста, как бы, анализ греческого оригинала. И в зависимости от того, какие там слова используются, как это можно понимать по отношению к Иисусу Христу. В частности, послание к Евреям свидетельствует о том, что Иисус Христос есть образ сущности Его, который «веки сотворил» говорится во втором тексте первой главы. Он держит всё словом силы своей, Он настолько превосходит ангелов, и все ангелы Божьи поклонятся Ему - сказано в шестом тексте первой главы. Помните, в книге Откровение, Иоанн поклонился ангелу? А  ангел сказал: нельзя мне поклоняться - поклонись только Богу. А вот Христу и ангелы поклоняются. И это тоже говорит об особом статусе Иисуса.
          В послании к колосянам в 1 главе 15 тексте написано: « который есть образ Бога невидимого». Иисус Христос в данном случае представляет Бога, которого не видели, но он делает Его явным. Христос являет Бога миру. Он есть, прежде всего, и всё Им стоит. В Нём обладает вся полнота Божества телесно.
         В послании к филиппийцам  во второй главе шестом стихе «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». И вот здесь используется «будучи образом Божиим» - переведено в нашей синодальной Библии. А в греческом оригинале используется слово, которое правильнее было бы перевести, как Который, по сути, является Богом. Не просто является образом, а который, по сути, есть Бог. И Он не почитал посягательством быть равным Богу, но умалил Себя. Филиппийцам 2 глава 10 текст: «Дабы пред именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». В книге пророка Исайи  45 главе 22 стихе есть такое выражение: Ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь,… что предо мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» то есть, Бог о Себе свидетельствует, что пред Ним преклонится всякое колено. И Христос говорит: предо Мной преклонится всякое колено.
          Вот такие параллели мы можем видеть. Кроме того есть свидетельство апостола Павла, который говорит об этом во 2 послании к Тимофею 4:1; во 2 кор. 5:10; Рим. 9:1,5. Этот текст вообще уникальный и очень сильный: «Истину говорю во Христе…. Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог». Апостол Павел ясно говорит об Иисусе Христе, что Он есть Сущий над всем Бог. Вот, настолько ясно свидетельствует нам Священное писание о статусе Иисуса Христа, о Его Божественности.
         Так же в книге Откровения Иоанна мы читаем об Иисусе Христе, о том, кто же Он такой. Интересно, что, когда мы читаем здесь о Боге и о Сыне, то очень сложно провести какую-то границу. С одной стороны Бог Отец говорит: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Который был, есть и грядёт. И с другой стороны Христос говорит: Я первый и последний, Который был, есть и грядёт. И вот здесь очень трудно какую-то грань провести между этими двумя личностями, но, тем не менее, мы видим, что это можно отнести как к Сыну, так и к Отцу. Это говорит о единстве этих двух личностей, сущности Отца и Сына. Есть также библейские свидетельства о термине "Господь". Об этом мы читаем в книге Деяния Апостолов 2:34;17:24. Рим,10:9; Мтф. 11:25. Здесь слова Господь и Бог относятся, как к Отцу, так и к Сыну. И есть некоторые тексты, которые говорят, например, 2 Петра 1:1,2: «Симон Пётр: раб и апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего». Здесь есть интересная и очень важная особенность греческого языка. Здесь используется такая форма: в иностранных языках существительные имеют артикли. Например, в немецком языке имеется признак рода (мужской, женский, средний). Так вот, что касается этой конструкции в греческом языке, где идёт речь о Боге и  об Иисусе Христе, например, если стоит союз «и» - Бога и Христа. Если перед словом Бога стоит определяющий артикль, и дальше стоит союз, и после союза идёт слово без артикля, то это значит, что речь идёт об одном и том же. То есть Бог и Христос это одно и то же. И в Новом Завете таких конструкций много. Но, при этом, есть и другие конструкции, где это говорит о разных личностях. Но, когда перед вторым словом стоит союз, и нет артикля, то подразумевается одна и та же личность. И вот, в данном случае,  во 2 Петра 1: 1,2 где апостол Пётр говорит нам: «в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего».  То есть, одна и та же личность - Бог и Иисус Христос- Господь наш.   Наша вера в Божественность Иисуса Христа основывается не на учении церкви, не на учении отцов, не на утверждении Вселенских Соборов. Основой нашей веры является Священное Писание. И те тексты, которые мы исследовали, являются ярким свидетельством сущности Иисуса Христа. Он настоящий истинный Бог, способный спасать, способный действовать в жизни человека и является тем настоящим истинным Богом, каким представлен в Священном Писании. Что касается свидетельств Духа Пророчества, то Елена Уайт достаточно много говорит об этом. В частности в книге «великая Борьба» есть цитаты, где она говорит о Божественной сущности Христа и Его предсуществования. Она также говорит, что, если человек отвергает свидетельство Священного Писания относительно Божественности Христа, с ним бесполезно говорить. Ибо никакими аргументами, даже самыми сильными, убедить его будет невозможно. Никто, заблуждающийся подобным образом, не сможет понять истинный характер Миссии Христа, или великий План Божий по искуплению человечества. Вот то, о чём мы говорили: вопрос Божественности Христа, является основополагающим вопросом нашей веры. Потому что, если человек отвергает Божественность Христа, Его Божественную сущность, то тогда теряется весь спасительный смысл действий Христа. И это достаточно серьёзно. Об этом написано на странице 519 в книге «Великая Борьба». В свидетельстве для церкви том 2 стр. 200 она говорит: «Он был равен Богу», в журнале «Ревью энд  Геральд»  5 июля 1887 года она говорит о том, что Бог стал Человеком, имея в виду Христа. Там же она говорит: «Он был Богом». Там же 5 апреля 1906 года: « Он был с Отцом от всей вечности: Бог всего во веки веков». 27 ноября 1893 года в журнале «Знамения Времени»: «Он с Отцом одной сущности». Это основные моменты, на которые мы с вами обратили внимание.
          Подводя итог, следует сказать, что в Священном Писании много  свидетельств, подтверждающих Божественность Христа. Но почему тогда возникают ереси? Ереси, подобные ереси Ария  и все остальные? Дело в том, что в основе всякой ереси лежит стремление объяснить Божественное сточки зрения человеческого. Постичь разумом то, что, к сожалению, постичь разумом невозможно, а можно принять только верой. И Священное Писание говорит, что мы ходим не видением, а верой. И это является основополагающим моментом. Как только мы становимся на позицию объяснения  логическим путём, какими-то логическими доказательствами, мы находимся в опасности впасть в какую-то крайность, какую-то ересь. И на основании этой ереси мы делаем какие-то по - человечески логические выводы. Но на самом деле эти выводы никак не будут согласовываться со Священным Писанием, будут противоречить сущности нашего Господа. Нужно помнить о том, что первично Откровение, а не логика. В своей жизни мы ощутили прикосновение любви Божьей. Мы не всё можем объяснить логически, но мы верим, что так будет. Что Бог из ничего создал мир; что Он дал нам жизнь; что Он пришёл и спас нас.  И Иисус Христос это наш Спаситель, который дарит нам вечность. И Он желает, чтобы мы приняли это всем сердцем, всею душой. Чтоб мы верили в это и не сомневались, потому что, так говорит нам Священное Писание. Да благословит нас в этом Бог.  

Обновлено для 10.02.2010 06:32
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 2824
Ссылки : 21
Просмотры материалов : 2908512

Кто на сайте

Сейчас 17 гостей онлайн