OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Отделы церкви Отдел Субботней школы Урок субботней школы № 6 От высокомерия – к гибели
Урок субботней школы № 6 От высокомерия – к гибели Печать E-mail
Автор: Павел Луговой   
29.01.2020 06:54

Урок субботней школы № 6 От высокомерия – к гибели

Второй вариант проведения урока субботней школы

Третий вариант проведения урока Субботней школы

Памятный стих: «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан.2.21).


Вступление: 5-я глава книги Даниила во многом параллельна 4-й главе. Обе главы наглядно показывают Божью суверенную власть над царствами мира. В 4-й главе книги Даниила Бог забрал власть у Навуходоносора на ограниченный период времени. В 5-й главе Бог забрал власть у Валтасара и положил конец вавилонскому царству.

Тема, которая пронизывает всю книгу Даниила и наглядно показана в 5-й главе, — это высокомерие сильных мира сего, направленное против Бога и того, что символизирует Бога в мире. Вместо того чтобы больше сосредоточиться на защите своего города от надвигающейся атаки мидян и персов, Валтасар организовывает роскошный банкет для своих вельмож.

 

1. Пир Валтасара.

- С какого события начинается пятая глава Даниила?
Дан.5.1.
• Он сделал большой пир.
- Чем особенным был этот пир?
• Войска мидо-персов стояли под стенами города, город был в осаде.
• Фактически это «был пир во время чумы».
- Что царь желал показать всем как в городе, так и врагам, устраивая такой пир?
• Что осада врагов – ничего не даст.
• Что продуктов в городе хватит на только на время осады, но их вполне достаточно, чтобы делать и такие пиры.
• Делая этот пир, он желал посмеяться над своими врагами.

2. Гости на пиру.

- Кто был на этом пиру?
Дан.5.1,3.
• Первый стих говорит нам о количестве приглашенных гостей.
• Третий стих говорит о статусе приглашенных (вельможи, жены и наложницы).
- О чем это говорит?
• Если говорить о вельможах – то это чересчур раздутый штат.
• Если говорить о женах – то это показывает то, что он не понимал вопрос моногамии (единобрачие, форма брака и семьи, в которой человек имеет только одного партнера во время своей жизни или в любой момент времени).
• Если говорить о наложницах – то это открывает крайнюю степень разнузданной похоти.
- Какой можем сделать из этого вывод?
• Как «соправитель» Валтасар был никудышный.
• Как муж в семье – он тоже был не на высоте.
• Как пример для подданных – совершенно не понимающий ситуации руководитель.

3. Срочная телеграмма.

- Что произошло во время пира?
Дан.5.5.
• Пришла телеграмма.
Немного истории:
Телеграф в разных воплощениях – старейший из видов связи. Еще в древние века возникла необходимость передавать информацию на расстоянии. Так, в Африке для передачи различных сообщений использовали барабаны тамтамы, в Европе – костер, а позже – семафорную связь. Первый семафорный телеграф сначала назвали «тахиграф» – «скорописец», но затем заменили его более соответствующим назначению названием «телеграф» – «дальнописец».
Российский ученый, академик Б. С. Якоби в период с 1839 по 1850 создал несколько типов телеграфных аппаратов: пишущие, стрелочные синхронно-синфазного действия и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Последнее изобретение стало новой вехой в развитии систем связи. Согласитесь, гораздо удобнее сразу читать присланную телеграмму, чем тратить время на ее расшифровку.
- Если смотреть со стороны людей того времени и совместить с технологиями телеграфа, что происходит в этот момент?
• Представьте теперь огромное количество людей, которые видят, как на стене дворца печатается телеграмма.
• Они не видят: КТО ее передает.
• Они не понимают: КАК это может происходить.
• Они видят РЕЗУЛЬТАТ – готовая телеграмма.

4. Шифровальщик.

- Что необычного было в самой телеграмме?
Дан.5.6-8.
• Все присутствующие (в том числе и мудрецы, которые пришли) видели знакомые буквы, но ни чего прочесть не могли.
- Как решили эту проблему?
Дан.5.9-12.
• Все присутствующие были в панике.
• Мудрецы оказались бессильны.
• Входит в зал вдова Навуходоносора (Набонид был на ней женат).
• И напоминает Валтасару о Данииле.
- Почему царь его не позвал сразу же?
• Валтасар его хорошо знал, но звать не желал, для этого были причины.
а) Хорошо знал, что происходило, как во 2 главе (царь опозорен перед всеми).
б) Так и в четвертой (7 лет щипал траву), поэтому не желал иметь такие опыты.
в) Но теперь перед всеми присутствующими он был вынужден позвать Даниила.
- Что происходит в этом зале дальше?
Дан.5.13-17.
• Царь начинает с лести (14 ст.).
• Объяснения ситуации (15 ст.).
• Просьбе расшифровать написанное и обещание вознаграждения (16 ст.).
• Отказ Даниила от вознаграждения и должности, какой в нем смысл, если через несколько часов империи уже не будет (17 ст.)

5. Проблема Валтасара.

А теперь мы поговорим о самом главном уроке в этой главе. Причем не только для Валтасара, но и для нас сегодня.
- В чем была самая большая проблема регента (временное осуществление полномочий главы государства) империи Валтасара?
Дан.5.1-4,18-24.
• Вопрос не в пире во время осады.
• Вопрос не в количестве пирующих.
• Вопрос не в разврате и разнузданности.
Стоял более серьезный вопрос.
• Он «вознесся против Господа».
• В этом действии он использовал «сосуды дома Божия».
• И последней точкой во всем этом – он Бога не прославлял, а славил своих божков.
• При всем этом ЗНАЯ о Боге, Его силе и мощи.
- Какой вердикт Господа на это деяния Валтасара?
Дан.5.25-28.
• Заканчивается не только регенство Валтасара, но и приходит конец ВСЕЙ ИМПЕРИИ.
• Она уже Богом ОТДАНА другому царству.
• Валтасар, зная о Боге, разменял вечность на удовольствия и разврат.
- Как на эту весть от Бога реагирует Валтасар?
Дан.5.29.
• Даниила все-таки наградили и предоставили должность.
- О чем это говорит?
• Валтасар не просто не понимал ситуации.
• Он ее просто игнорировал, как со стороны врагов, так и со стороны Бога.
- Чем заканчивается эта история?
Дан.5.30-31.
• Бог выполняет Свои обещания.
• Все произошло так, как Он говорил Навуходоносору (во 2 главе) и так, как написал в телеграмме.
- Что говорит памятный стих в связи с этой историей нам сегодня?
Дан.2.21.
• Все делает Бог: контроль над временем жизни, положением в обществе, Он дает IQ (количественная оценка уровня интеллекта человека) любому человеку.
- Если все это делает Бог, тогда получается и вся ответственность на Нем, причем здесь человек?
• А вот здесь не все так просто…
• Каждому человеку Бог авансом дает многое (по способностям, как в притче о талантах Матф.25.15.).
• И как человек этим распорядится – теперь зависит от человека.
• Валтасар ВСЕ приписал себе и насмеялся над Богом (ясно понимая, что он делает).
• Поэтому Бог и забрал ВСЕ у Валтасара, т.к. он этим не смог правильно воспользоваться и еще и унизил публично Бога.
- Как нам применить этот урок к себе сегодня?
• Если (смотря на памятный стих) Бог нам МНОГОЕ дал, то нам крайне важно выяснить ЧТО Он нам дал (понять, оценить, перечислить для себя все «таланты» как в притче Христа).
• Сделать анализ того, что мы со всем этим делаем (по памятному стиху это: жизнь, статус или положение и интеллект).
• Изменить как свое отношение к Даятелю этих талантов (понимание своей личной подотчетности), так и к тому, что от Него получено (начинать их правильно использовать).
• При всем этом стараться никогда не возвышаться как по горизонтали (между окружающими людьми), так и по вертикали (с Богом).
• Если у нас не получится это сделать самим, то за этот процесс возьмется Бог во время аудита нашей жизни.

Заключение. Осквернив храмовые сосуды, Валтасар проявил кощунство и по сути выступил против Самого Бога. В этот момент вавилонский царь наполнил свою чашу беззакония. И небесный суд вынес приговор. Рука, возникшая сверхъестественным образом, написала на стене дворца отрезвляющее послание: «мене, мене, текел упарсин». Своим богохульным обращением со священными предметами Валтасар продемонстрировал презрение к Богу Израиля, тем самым заполнив чашу беззакония Вавилона. Однако корень его неразумных поступков заключался в отказе ходить в том свете, который Бог открыл через Свои отношения с Навуходоносором. Чтобы нам не совершать ошибок, мы должны исследовать опыты других людей, как положительные, так и отрицательные. И, самое главное, мы должны ходить во свете, которым Бог озарил наш путь через Свое Слово.

PS. Немного исторической справки по поводу царей в Вавилонской империи (для общего кругозора учителей, не обязательно это озвучивать в классе СШ).
Навуходоносор – царь Нововавилонского царства с 7 сентября 605 до н. э. по 7 октября 562 до н. э. из X Нововавилонской (халдейской) династии. Еще будучи царевичем, Навуходоносор, сын Набопаласара, командовал вавилонской армией в битве при Каркемише (конец мая 605 года до н. э.) и руководил вторжением в Заречье (земли лежащие за рекой Евфрат по направлению к Средиземному морю, то есть Сирия, Финикия и Иудейское царство). В августе 605 года до н. э., находясь с армией в Сирии, Навуходоносор узнал о смерти отца. Приказав своим военачальникам возвращаться с главной армией, добычей и пленными на родину, он в сопровождении небольшой свиты кратчайшим путем поспешил через пустыню в Вавилон. 7 сентября, на 23-й день после кончины отца, он занял престол. При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Навуходоносор находился уже в гораздо лучших условиях, чем его отец. Он получал дань, которая раньше шла в Ниневию, а потому не имел недостатка в рабочих руках и не должен был бороться за независимость. Его войны только увеличивали его материальные средства и доставляли вереницы пленных — даровых работников. Поэтому он оставил Вавилон совершенно обновленным, и современные археологические раскопки обнаруживают почти исключительно его следы. (Википедия)
Набонид – последний царь Нововавилонского царства (май 556 — 29 октября 539 года до н. э.), из X Нововавилонской (халдейской) династии. Набонид родился около 610 года до н. э. и в отличие от всех своих предшественников халдеем не был. Отец Набонида Набу-балатсу-икби принадлежал к числу самых крупных вельмож Вавилона и носил титулы «мудрого князя», «совершенного князя», «храброго сановника» и «почитателя великих богов». Еще более замечательной фигурой была Адда-гуппи[en], мать Набонида. Она родилась в 649 года до н. э. и в течение 68 лет, с 626 по 562 и с 560 по 556 года до н. э., она была жрицей бога Сина в харранском храме Эхулхул. Это была одна из немногих уцелевших вавилонских аристократок, ярая сторонница вавилонской знати и жрецов. Набонид во многом был обязан матери своей карьерой и престолом. Он выдвинулся еще при Навуходоносоре II. В 596 году до н. э. он занимал пост царского градоначальника в каком-то провинциальном городе близ Вавилона, а в 585 году до н. э. в качестве вавилонского посла участвовал в заключении мира и союза между Мидией и Лидией, заложившего основы системы международного равновесия. Не позднее середины мая 556 года до н. э. Набонид, который к тому времени находился уже в преклонном возрасте, опираясь на жреческие и торгово-рабовладельческие круги принял царский титул. Для увеличения своего престижа Набонид женился на вдове Навуходоносора II египтянке Нитокрис и усыновил царевича Бэл-шар-уцура (известного из Библии, как Валтасар), сына Навуходоносора II и Нитокрис. Тем самым Набонид привлек на свою сторону халдеев, считавших Валтасара более законным наследником престола, чем Лабаши-Мардука. Кроме того, Валтасар был связан с деловыми кругами Вавилона. (Википедия)
Валтасар – соправитель последнего царя Вавилонии Набонида (в Книге Даниила назван последним царем Вавилона). Управлял страной и частью армии во время пребывания своего отца в аравийской Тейме. Процарствовав три года, Набонид отправился в оазис Тейма и посвятил себя служению богу Луны Сину. Он сделал Валтасара соправителем в 553 до н. э., наделив его полномочиями по защите Вавилона. На 17-м году царствования, в 539 до н. э., Набонид вернулся из Теймы для организации обороны против персов, планировавших нападение на Вавилон. Он принял участие в праздновании Нового года (Акиту). Затем, оставив Валтасара защищать Вавилон, Набонид во главе своего войска выступил на север навстречу армии Кира. 10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. Два дня спустя персы овладели Вавилоном. (Википедия)

Обновлено для 04.02.2020 07:26
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1699
Ссылки : 20
Просмотры материалов : 2159792

Кто на сайте

Сейчас 13 гостей онлайн