OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Отделы церкви Отдел Субботней школы Урок субботней школы № 8 "Из рабов – в наследники"
Урок субботней школы № 8 "Из рабов – в наследники" Печать E-mail
Автор: Павел Луговой   
10.08.2017 20:41

Урок субботней школы № 8 "Из рабов – в наследники"

Второй вариант проведения урока субботней школы

Третий вариант проведения урока субботней школы

Четвертый вариант проведения урока субботней школы

Памятный стих: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4.7).

Вступление. В основном стихе говорится о том, что мы — дети Божьи через веру в Иисуса Христа. Нам не следует вести себя подобно рабам. Наоборот, в нас должны видеть сыновей и дочерей Божьих. Но нам нужно познакомиться со своим Отцом, прежде чем мы сможем вести себя как Его дети. Мы должны узнать Его ближе, ведь Он не из тех отцов, что постоянно отсутствуют. Скорее, это мы — дети, которые сбегают от Него.

Облачаться в одежду веры в Него необходимо каждый день. Это делает нас равными друг другу, мы становимся единой семьей независимо от происхождения или образования, национальности или пола. Облекаясь во Христа, мы получаем право принадлежать к царственному роду.

В результате мы можем жить с высоко поднятой головой как принцы и принцессы, ведь наш Отец — Царь царей. И если вдруг обстановка накаляется и становится жарковато, «не снимайте» свою веру. Возможно, именно сейчас вам даже стоит «застегнуться на все пуговицы»! Попробуйте жить верой, которая формирует и обновляет вашу личность. Вера в Иисуса Христа поможет вам стать таким человеком, каким вы были задуманы изначально.

 

1. Статус раба.

 

Чтобы лучше понять тему рабства, давайте немного затронем этот вопрос на фоне истории Римской империи того времени.

- Откуда появлялись рабы в государстве?

• Основным источником рабов был захват в плен.

• Другим источником рабов было морское разбойничество.

• Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника.

• Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина в раба, за совершенные им преступления.

• Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала ее, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.

• Ко всем перечисленным источникам рабства нужно присоединить еще некоторый естественный прирост несвободного населения за счет рождения детей у рабынь.

Цена здоровых взрослых рабов составляла в среднем 18-20 золотых солидов (для сравнения: за 1 солид в V в. можно было купить 360 литров зерна).

- Каковы были функции рабов?

• Весь состав рабов делился на две категории: familia rustica и familia urbana. (управляющий и сами рабы)

• Кроме рабов, принадлежавших частным лицам (лат. servi privati), были рабы общественные (лат. servi publici), принадлежавшие или государству, или отдельному городу.

- Каково было их положение?

• Древние историки оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера.

• В случае болезни раба его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему и предоставляли полную «свободу умирать».

• Цепь, кандалы, палка, бич были в большом ходу. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более ужасные и мучительные. В случае убийства господина рабом подвергались смерти все рабы, жившие с господином под одной крышей. Чем хуже была жизнь рабов, чем тяжелее работа, чем суровее наказания, чем мучительнее казни, тем сильнее рабы ненавидели господина. Отдавая себе ясный отчет в том, какие чувства питают к ним рабы, господа, как и государственная власть, много заботились о предупреждении опасности со стороны рабов. Они старались поддерживать несогласия между рабами, разобщать рабов одинаковой национальности.

• Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы (общественные бани и в то же время как  центры общественной жизни), театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого состоял в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.

• С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи (res mancipi), поставлен наравне с землей, лошадьми, быками (servi pro nullis habentur — говорили римляне). Закон Аквилия не делает разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. (Википедия)

Слово раб имеет отрицательную окраску. В словаре Мерриам-Уэбстер предлагается следующее его определение: «Человек, официально являющийся собственностью другого человека, обязанный работать на него без соответствующей платы». Таково наше привычное понимание статуса раба.

Однако второе определение этого слова больше подходит к нашей повседневной жизни: «Человек, находящийся под сильным влиянием или контролем чего-либо». Я думаю, мы с вами стали рабами. В нашей повседневной жизни мы контролируем множество вещей, но при этом есть то, что контролирует нас, и мы допускаем это.

 

2. Статус наследника.

 

Наследование (hereditas) в Древнем Риме. Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития. Этот путь был неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи.

Законы XII таблиц знали два основания наследования:

• наследование по завещанию

• наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.

Понятие наследования

Нормы наследственного права принадлежат к способам приобретения имущества, поскольку они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью собственника. Понятие наследования включает в себя категорию универсального преемства, ибо для возникновения права наследования (у одного или нескольких лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на наследника переходили все права и обязанности умершего (но не отдельное правоотношение). Таким образом, наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универсальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущественных прав и обязанностей наследодателя.

Наследованием называется переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследодателя (или – при наличии нескольких наследников – определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер проявляется и в том, что к наследнику переходят сразу и права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том числе такие права и обязанности, о существовании которых наследник не знал.

Статус наследника при определенных условиях могло получить любое физическое лицо, даже рабы. Чтобы получить статус наследника, физическое лицо должно было жить в момент деляции, то есть в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти. Статус наследника могли получать и юридические лица. В постклассический период и церковь могла получить статус наследника.

Необходимо различать открытие наследства и вступление в него.

• Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство.

• Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.

Словарь Мерриам-Уэбстер дает такое определение слову «наследник»: «Тот, кто имеет официальные права на имущество умершего человека», или «человек, имеющий право стать королем или королевой или претендовать на титул, принадлежавший умершему».

 

3. Как стать рабом.

 

Обращаясь к Библии и этой теме на основании рассуждений апостола Павла, то мы можем увидеть несколько способов того, как стать рабом. Давайте рассмотрим эти способы.

Исх.21.5-6.

• Добровольное желание быть рабом навсегда.

2Петр.2.19.

• Рабство, в которое попали в силу обстоятельств (война, пираты).

Иоан.8.34.

• Рабство поступков (не обязательно каких), т.е. формируется характер по этой привычке.

 

4. Как стать наследником.

 

- Как на этот вопрос отвечает нам Библия?

Рим.9.4-5.

• Родиться в этом статусе (но, к сожалению, на это мы повлиять не в силах).

1Кор.7.21.

• Освободиться от рабства и стать свободным (несколько способов: бежать от господина /как Онисим/, выкупить себя).

• Показать себя потом с такой стороны, чтобы тебя могли включить в завещание (в очень редких случаях такое было).

- А как это могло выглядеть в духовном плане?

Лук.15.11-24.

• Прийти в себя (17 ст.).

• Вернуться к Богу (поворот на 180 градусов).

• Раскаяние (признание вины).

• Положиться на милость Бога.

• Войти вновь в статус сына Бога.

Гал.3.26-29.

• В присутствии Христа и у подножия Его креста ВСЕ могут стать свободными, равными, спасенными и наследниками.

• Но для этого нужно верой принять Его жертву за наше искупление.

• Для этого необходимо стать частью Его церкви через крещение.

• И после этого каждый день жить во Христе (все делать по Его воле и Его силой).

Фил.2.5-8.

• Понимать цену своей свободы и наследства (добровольное рабство Христа), предложенные нам небом.

• Оценивая этот шаг неба, и сделав правильный выбор – жить по примеру Христа (служа другим людям).

 

5. Выбор.

 

Интересно то, что в вопросе духовного рабства и наследства от Бога существует ВЫБОР.

И самое непонятное в том, что люди, в основной своей массе, настолько свыклись со своим статусом, что готовы продолжать в этом положении и не желают его менять.

- Как к вопросу выбора людей подходит Бог?

Иоан.6.66-67.

• Иногда Сам выступает с инициативой в этом предложении.

• Оставляет за человеком это право выбора.

• Уважает его выбор и считается с ним.

- А как люди относятся к самой возможности выбирать свое положение: рабство или свобода?

2Петр.2.20-22.

• Иногда люди, привыкнув к грешной жизни в прошлом, желают снова вернуться в свое прежнее состояние.

• Это ни в коей мере не оскорбление (пес и свинья), а иллюстрация такого выбора.

• Причем этот выбор небо оценивает как оскорбительным для Бога (хуже не бывает).

Есть еще одна деталь, которая описывает действия Бога в этом вопросе.

- Какая это деталь?

Лук.13.10-16.

• Если человек сам не может уже ничего сделать в вопросе своего освобождения, то Бог Сам берет инициативу в Свои руки и освобождает человека.

• Для этого Бог может использовать ВСЕ (субботний день, неподходящее место).

• Активно вступается за этого человека (перед людьми, сатаной).

- Как вопрос выбора между рабством и вопросом наследства перед нами открывает апостол Павел?

Рим.6.1-11.

• Апостол ссылается на опыт, который он сам пережил, и испытали читатели его письма.

• Апеллируя к опыту, апостол задает множество вопросов, желая, чтобы они начали логически думать.

• Он призывает не просто сделать правильный выбор, но оставаться на правильной стороне после выбора.

 

6. Свободное рабство.

 

Многие люди в Библии с великой радостью называют себя «рабом Христа» (Тит.1.1. Иак.1.1. 2Петр.1.1. и т.д.).

- Чем отличается рабство у Христа от рабства грешной жизни? (обсудить в классе СШ)

• У нас есть свобода выбора (в любой временной момент).

• Человек всегда знает последствия своего выбора (причем любого).

Евр.4.14-15.

• У «раба Христова» есть Тот, Кто его поймет, поддержит, Кто во всем сострадает и силен наделить твердостью жить в этом статусе.

- Какое еще есть преимущество стать «рабом Христа»?

Иоан.8.35.

• Став «наследником» - он обретет вечность для жизни с Богом.

 

Заключение. При мысли о том, что можно попасть в серьезную зависимость от чего-либо в этой жизни, большинство людей приходит в ужас.

И все же в нашем мире люди каждый день становятся рабами удовольствий, наркотиков, жажды потребления, насилия и множества других видов зла. Именно из-за того, что сложилась такая обстановка, Бог призывает нас стать рабами Иисуса Христа. Хотя многие в нашем обществе считают, что, подчинив свою жизнь Христу, подвергнутся лишь эксплуатации, взамен имея неясное обещание получить когда-то что-то лучшее, те, кто принимает предложение Иисуса, обретают «в ответ» благодать. Они получают Его безгрешную жизнь, Его заместительную жертву, принесенную на кресте, Его силу воскресения, Его ходатайство за нас в небесном святилище и Его скорое возвращение. В рабстве, которое нам предлагает Христос, мы обретаем истинную свободу и мир с Богом. Но выбор каждый день остается за нами…

Обновлено для 21.08.2017 11:20
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 2576
Ссылки : 26
Просмотры материалов : 2261154

Кто на сайте

Сейчас 20 гостей онлайн

Посетили

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня266
mod_vvisit_counterВчера6042
mod_vvisit_counterНа этой неделе15202
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе42233
mod_vvisit_counterВ этом месяце101633
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце156018
mod_vvisit_counterВсего6720328