OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Отделы церкви Отдел Субботней школы Урок субботней школы №3 "Последние пять израильских царей"
Урок субботней школы №3 "Последние пять израильских царей" Печать E-mail
Автор: Павел Луговой   
10.10.2015 06:50

Урок субботней школы №3 "Последние пять израильских царей"

Второй вариант проведения урока субботней школы

Третий вариант проведения урока субботней школы

Памятный стих: «Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь» (Иер.22.16).



Вступление. Наступает момент, когда Бог начинает действовать, и мы вынуждены пожать плоды своих неправильных решений, накопленных в течение длительного периода времени. Разрушение Иудеи и Иерусалима Навуходоносором из Вавилона является ярким примером того, что произойдет, если мы последовательно игнорируем предупреждающие вести от Бога.
Мы должны понять трагедию, которая стала результатом неоднократных неправильных решений правителей Иерусалима, и перейти к личностному аспекту нашего собственного восстания против Бога.

I. Уроки истории.

В этой части урока мы немного вспомним историю последних пяти царей израильского народа.

1. Иосия.

- Что вы можете рассказать за царя Иосию своими словами? (дать время на ответы)
Давайте посмотрим, как в общих чертах описана жизнь этого царя в истории.
Иосия (Бог подкрепляет), 648-609 гг. до н.э. (39 лет), сын Амона — царь Иудеи. Взошел на престол в восьмилетнем возрасте после убийства его отца Амона.
Царствование Иосии отмечено духовно-религиозным возрождением, и автор 4 Книги Царств говорит о нем: «Не было до него царя подобного ему... и после него не восстал подобный ему» (4Цар.23.25). При Иосии была осуществлена религиозная реформа, состоявшая в централизации богослужения в Иерусалиме (4Цар.23.4–24) и в ликвидации проникших в Иудею под ассирийским влиянием языческих и астральных культов. Было уничтожено также наиболее древнее и почитаемое святилище в Вефиле (Бейт-Эле) и известное с Х века до н. э. святилище в Араде.
На 18-м году своего царствования (622 год до н. э.) Иосия начал очищение Иерусалимского храма и повелел провести в нем ремонт, во время которого первосвященником Хилкией была найдена «Книга Торы» или «Книга Завета». Царь издал указ, предписывающий зачитать текст перед всем народом. Обычно считается, что речь идет о Второзаконии. В соответствии с найденным учением, Иосия реорганизовал веру в Единого Бога, отпраздновал Пасху (4Цар.23.23) и в присутствии всего народа заключил с Господом новый завет, обязуясь, что отныне все евреи будут строго следовать Божьим заповедям. К периоду правления Иосии относится начало деятельности пророка Иеремии.

2. Иохаз.

- А что можно сказать о этом царе? (дать время на ответы)
Не успел много сделать во время своего царства. История так о нем повествует.
Иоахаз («которого укрепляет Бог» или «Бог хранит») (609 г. до н.э.), сын Иосии — царь Иудеи. Царствовал всего три месяца (4Цар.23 гл.).
Смерть его отца Иосии привела к политическому кризису в Иудее. Иохаз был возведен на трон в обход старшего царевича Элиакима.
Фараон Нехо после победы у Мегиддо беспрепятственно пересек Сирию и соединился с ассирийской армией. Вместе они попытались отбить у вавилонян Харран, но потерпели неудачу. Возможно, известие о поражении египтян побудило Иохаза порвать отношения с фараоном. Египетская армия отправилась в обратный путь. Нехо сделал остановку в городе Рибле на территории бывшего Хамата и вызвал туда иудейского царя. В ходе переговоров он повелел арестовать Иохаза и отправил его в Египет. Впоследствии Иохаз умер в плену.
Оценка его трехмесячного царствия в Книге "Мелахим II" однозначная: "(4Цар.23.32) И делал он то, что было злом в очах Господних, (поступая) во всем так, как поступали отцы его". В чем было зло? Не пишется. Можно только догадываться, что и он поддерживал языческие верования, учитывая ссылку на то, что он поступал так же "как поступали отцы его" (виновные в язычестве).

3. Иоаким.

- Третий царь, что о нем мы знаем? (дать время на ответы)
Не сильно много о нем говорится в Библии, но на страницах истории оставил больше следов.
Иоаким или Элиаким (Господь воздвигнет) (634-598 гг. до н.э.), сын Иосии — царь Иудеи, ставленник египетского фараона Нехо II, которому он платил тяжелую дань (один талант золота и 100 талантов серебра).
Согласно библейскому сообщению, Иоаким взошел на престол после того, как фараон Нехо II сместил его брата Иоахаза, сына Иосии, царствовавшего не более трех месяцев. При своем назначении он поклялся быть верным вассалом Египта. Он отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков (Урию, Иеремию и Варуха) за публичные обличения политики царя и за предвещание гибели Иерусалима.
Тем временем, после окончательного поражения ассирийских войск у крепости Харран в 609 г. до н.э. за господство в Сирии и Ханаане начали противостояние две крупнейшие державы Ближнего Востока — Египет и Вавилония. Весной 607 г. до н. э. старый и больной вавилонский царь Набопаласар передал командование армией своему сыну Навуходоносору. На следующий год вавилоняне форсировали Евфрат южнее Каркемиша. Там же в 605 году до н. э. (на четвертом году царствования Иоакима) состоялась решающая битва с египтянами, в которой египетские войска потерпели сокрушительное поражение.
В битве при Каркемише в качестве вассалов Нехо II участвовали иудеи, финикийцы и жители Сирии. Мелкие государства были ошеломлены разгромом египтян и не оказывали практически никакого сопротивления продвижению вавилонской армии. Когда Навуходоносор приблизился к Иерусалиму, Иоаким поспешил откупиться от него частью сокровищ Храма и выдал в качестве заложников юношей из знатных иудейских семей, среди которых был и будущий известный пророк Даниил. Иудея стала данником Вавилона и часть народа была уведена в Вавилон.
15 августа 605 года до н. э. в самый разгар сирийской кампании в Вавилоне скончался царь Набопаласар и Навуходоносор поспешил в столицу.
Иоаким же, тем временем, продолжал беспечную жизнь. Правящая верхушка Иудеи состояла в основном из сторонников радикальной проегипетской партии, к которым принадлежал и пророк Анания. Они усматривали возможность обретения независимости в опоре на Египет и в борьбе с вавилонянами. Им противостояла партия умеренных, выступавших против осложнения отношений с Вавилоном. К ней принадлежал пророк Иеремия, предсказывавший падение Иерусалима в случае измены Иоакима своему вавилонскому сюзерену.
К 601 году до н. э. Навуходоносор, видимо, завладел Филистией и рискнул совершить поход на Египет. Однако Нехо II успел подготовиться и в тяжелом сражении дал врагу достойный отпор. Ему даже удалось взять Газу, а Навуходоносор, неся большие потери, был вынужден отступить. Царь Иоаким, вероятно, усмотрел в этом благоприятный момент для того, чтобы выйти из подчинения Вавилону.
В 599 году до н. э. Навуходоносор одержал ряд побед над арабами, подчинил себе Моав и Аммон. Измена Иоакима не осталась без внимания вавилонского царя. В 598 году до н. э. Навуходоносор двинулся на Иерусалим.
Судьба Иоакима по-разному описана в Четвертой Книге Царств, сообщающей, что иудейский царь умер еще до прихода вавилонян, и во Второй Книге Паралипоменон, утверждающей, что передовые отряды вавилонской армии ворвались в Иерусалим при жизни царя. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (X,6,3) пишет, что Иоаким добровольно сдался в плен, надеясь на милость победителя, но был убит по приказу Навуходоносора.

4. Иехония.

- Что можем сказать о предпоследнем царе? (дать время на ответы)
Тоже мало царствовал в это неспокойное время. История знает о нем следующее.
Иехония (поставленный Богом), сын Иоакима — один из последних иудейских царей. Даты правления: 9 декабря 598 до н. э. — 16 марта 597 до н. э. Царствовал всего 3 месяца и 10 дней (4Цар.24.8).
Иехония вступил на престол в разгар восстания против Вавилонии в возрасте 18 лет. Зимой 598/97 г. до н. э. он сдал Иерусалим осадившим город вавилонянам. Навуходоносор выслал его вместе с матерью, семьей, приближенными, рабами и 10 тысячами еврейских пленников — воинов и ремесленников — в Вавилонию (4Цар.24.12 и след.) и посадил на трон его дядю Седекию.
Иехония четырежды упоминается в вавилонских дворцовых записях о ежемесячной выдаче пропитания, относящихся к периоду правления Навуходоносора. Одна из них датирована 592 г. до н. э. (13-й год правления Навуходоносора и 6-й год изгнания Иехонии). В этих записях Иехония именуется «царем Иудеи», что свидетельствует о том, что он считался пленным правителем.
Иехония томился в заключении 37 лет, затем был освобожден и ему было предоставлено почетное положение при дворе. Скончался в Вавилоне. См. 4Цар.24 и 25, а также в книге Паралипоменон.
Семья Иехонии возглавляла общину еврейских изгнанников в Вавилонии, а его потомки были во главе тех, кто с разрешения персидского царя Кира вернулся на родину в 538 г. до н. э.

5. Седекия.

И, наконец, последний царь Израиля.
- Что мы можем сказать о нем? (дать время на ответы)
Седекия (Господь — моя праведность), третий сын царя Иосии (1Пар.3.15) — последний царь Иудеи (597-586 до н.э.). Уведя неугодного ему царя Иехояхина в плен, Навуходоносор возвел на престол Иудеи его дядю Маттанию (Матфанию), младшего сына иудейского царя Иосии. Имя нового царя вавилонский правитель изменил на имя Седекия, как четкое указание на вассальную его зависимость. Да еще при этом подчеркнул - имя свое старое забудь. И клятву перед Богом и перед ним о верности Вавилону потребовал. Как мы потом узнаем, эта клятва оказалась векселем на жизнь и смерть Седекии. Навуходоносор умел воевать и был хорошим политиком. Это он создал крупнейшую на те времена империю - Нововавилонское царство (когда-то существовало и Вавилонское царство и знаменитый царь Хаммурапи). Некоторые считают назначение Матфании (Седекии) на престол Иудеи ошибкой Навуходоносора. Да, с точки зрения Иудеи это как будто так, ибо решение стало для нее смертельным приговором. Но дабы народ Иудеи "не шумел" и подчинился Вавилону, надо было посадить на трон царя именно из рода Давида. А другого кандидата и не было. Остался последний. Так что назначение Седекии не ошибка, а трагедия отсутствия выбора. Как утверждали пророки, все было предрешено свыше за грехи всеобщие...
Израильский писатель А. Топаллер пишет о царе: "Седекия был человеком, не предназначенным для венца. Да он никогда и не собирался быть царем. Его доброта обернулась на троне преступным попустительством; мягкость, неумение отстоять свою точку зрения - беспринципностью, переходящей в предательство; честность - робостью, нерешительностью; ум - источником рефлексий, самобичевания. Он был хорошим человеком, но плохим царем. Его не уважали, не боялись, не любили, его терпели. Он был даже удобен для многих честолюбивых, но не очень чистоплотных людей, заполнивших царский дворец".
Из всех пяти царей более всего следует обратить внимание на первого и последнего.
Именно они могут дать нам много уроков сегодня.

II. Путь к разочарованию.

1. Реформа.


- Вам нравятся реформы вообще?
- Почему это всегда людей раздражает? (обсудить в классе СШ)
• Нужно что-то менять, перестраиваться.
• Мы привыкли к комфорту.
• Не желаем менять свое мнение, обстановку, привычки.
- Какую реформу провел царь Иосия и почему? (дать время для ответов)
2 Паралипоменон 34-35 главы.
• При ремонте храма случайно нашли Тору (так редко наверное его посещали вообще).
• Ее содержание вызвало трепет и ужас священников.
• О ее содержании рассказали царю.
• Царь с ней ознакомился.
• Решил прислушаться к словам Бога.
• Призвал к реформе священство, произошло возрождение служения в храме.
• Приказал и всему народу попытаться совершить изменения в своих отношениях с Богом и друг с другом.
• Заключили завет с Богом.
• Совершили праздник Пасхи.

2. Все стало хуже.

Смотря на следующих царей, мы даже сегодня не можем до конца понять, почему они так резко перечеркнули все благие начинания Иосии.
Под каждым из этих царей стоит резюме: «делал он неугодное в очах Господа Бога своего» (2Пар.36.12.).
- О чем это говорит каждому из нас сегодня? (обсудить в классе СШ)
• Это обращение касается ГЛУБОКО ВЕРУЮЩЕГО (Господа Бога своего).
• Делать неугодное, т.е. ЗНАТЬ УГОДНОЕ и делать все напротив.
• Делать все это ПЕРЕД ГЛАЗАМИ БОГА, осознавая Его личное присутствие.
- Какой вопрос можем поставить для себя лично смотря на все это?
- Как вы думаете? (дать время для ответов)
- Мы во всем этом в чем-то от этих царей отличаемся?
- Если нет, то что нужно нам во всем этом перечне пересмотреть? (для размышления)

III. Остаток.

Несмотря на все происходящее, Бог сохранял Свой остаток, среди происходящей деградации верующей нации. Мало этого, Он всячески звал через пророков присоединиться к этому остатку каждого.

1. Бог хранит остаток.

- В чем заключалась Божья охрана остатка в то неспокойное политическое время?
- И для чего Бог сохранял остаток верных Ему людей? (обсудить в классе СШ)
Иез.12.16.
• Бог хранил от всякого зла (меч, голод и язвы).
• Для того, чтобы они, как миссионеры могли другим рассказать о причинах и последствиях происшедшего.
• Чтобы каждому указать на Бога и предложить выбор: слушаться или нет Его воли.

2. Как принадлежать к нему.

Интересное слово – остаток.
- Еще более важный вопрос – как к нему принадлежать с позиции неба?
- Что нужно сделать со своей стороны для этого? (обсудить в классе СШ)
Иер.7.4.
• Принадлежность к истинной религии и посещение богослужений может в этом вопросе только усугубить проблему.
- В чем именно?
• Религия и посещение церкви переходят в форму и обычай.
• А знание истины может не соответствовать жизни.
- Так что же еще необходимо кроме принадлежности к истинной церкви и соблюдения всего, что говорит нам Бог? (обсудить в классе СШ)
• Нужны отношения с Богом, которые, в свою очередь демонстрируются в отношениях с другими.
• Причем эти отношения должны развиваться ежедневно.

3. Что это дает?

Понятие остаток не обещает избавление от проблем.
Наоборот, верующий находится в самой гуще событий.
- Но если Бог не избавляет от проблем, то зачем все это для верующего?
Вернемся снова к стиху, который мы уже читали.
Иез.12.16.
• Бог обещает нас сохранить сейчас, и что более важно, для вечности.
«Нам нечего страшиться будущего, если только мы не забудем пути, которым вел нас Господь, и не оставим наставления, данного нам в прошедшие годы». (Э.Уайт. Вы примете силу. 8 августа).

Вывод: Существует разительный контраст между последним благочестивым царем Иосией и последними четырьмя нечестивыми иудейскими царями. Политическое маневрирование, идолопоклонство и социальная несправедливость привели к разрушению Иерусалима в 587/586 г. до Р. Х. Тем не менее Бог обещал сохранить Остаток, что является вестью надежды для нас, живущих в эти последние дни.

Обновлено для 13.10.2015 07:52
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 2777
Ссылки : 26
Просмотры материалов : 2794515

Кто на сайте

Сейчас 55 гостей онлайн