OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
You are here: Главная Отделы церкви Отдел Субботней школы Урок субботней школы №4 «Наставляя детей»
Урок субботней школы №4 «Наставляя детей» Печать E-mail
Автор: Павел Луговой   
21.01.2014 17:33

Урок субботней школы №4 «Наставляя детей»

Второй вариант проведения урока субботней школы

Третий вариант проведения урока субботней школы

План урока субботней школы

Памятный стих: «И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”?» (Мф.21.16).

Вступление. Сегодня молодежь сталкивается с чрезвычайно высоким уровнем морального разложения. В 2011 году Центр контроля и предотвращения заболеваний опубликовал исследование уровня риска в поведении молодежи. По стране 38,7% школьников пробовали алкоголь; 32,8% учеников участвовали в драках; 47,4% имели сексуальные связи. Мы как церковь всегда знали, что источником всех этих проблем является грех. С того момента, как Адам и Ева нарушили Божий закон, грех вошел в нашу ДНК. Он не смотрит на расу, пол или возраст, он заполонил собою все творение.


Сатана особо нацелен на молодежь. Он знает, что они ориентированы на служение и горят изобретательностью и оптимизмом. Иисус Христос, наш Творец, тоже знает это. Поэтому Он сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14). Если Иисус дал молодежи такое превосходство во время Своего служения, насколько больше должны делать мы?
Давайте в этом уроке глубже исследуем тему служения молодым, чтобы они тоже могли быть уверены в том, что для них есть место в Божьем Царстве.

I. Методы и результаты воспитания.

Сегодня психологи считают, что существует четыре основных метода воспитания в семье. Понятно, что бывают некоторые комбинации. И нет 100% ярко выраженного одного стиля в семье. Давайте рассмотрим эти методы воспитания. И попробуем посмотреть на примеры каждого стиля из Библии.

1. Авторитарный стиль.
Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
- Какой пример этого стиля можно найти в Библии? (для обсуждения в классе субботней школы)
• Давид по отношению к Авесалому после убийства братьев 2Цар.14.24.

2. Либеральный стиль.
Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно все, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, вранье, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».
- Какой пример подобного стиля мы находим в Библии? (для обсуждения в классе субботней школы)
• Первосвященник Илий по отношению к своим детям 1Цар.2.22-24.

3. Стиль гиперопеки.
Особенности

В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.
Последствия
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – «домашний деспот»:
- требовательность и нетерпимость к желаниям других;
- избалованность и капризность, эгоизм;
- манипулирование окружающими;
- высокомерие и надменность;
- своенравность.
2 вариант – зависимая личность:
- безынициативность, беспомощность;
- пасует перед трудностями;
- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
- с трудом контактируют со сверстниками.
- А в какой семье мы видим такой стиль воспитания ребенка? (для обсуждения в классе субботней школы)
•    Исаак к Исаву, Ревека к Иакову Быт.22.27-28.

4. Авторитетный стиль.
Особенности

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Последствия
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
- А какие примеры такого стиля воспитания можно привести из Библии? (для обсуждения в классе субботней школы)
•    Мать Самуила. Мать Моисея. Мать Христа.

II. Библейский подход.

Давайте вместе посмотрим на то, что Библия нам говорит по поводу правильного воспитания детей в семье.

1.    Обучение.
- Если поднимать вопрос обучения, то в первую очередь нужно выяснить: с какого времени необходимо начать воспитывать ребенка?
- Что на этот вопрос говорит нам Бог? (для обсуждения в классе субботней школы)
Притч.22.6. «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем» (современный перевод).
- А с какого времени более конкретно начинается это начало? (для обсуждения в классе субботней школы)
Суд.13.3-5. с самого зачатия уже начинается процесс воспитания ребенка.
- Как должен проходить процесс обучения? (для обсуждения в классе субботней школы)
Втор.6.6-9.
•    Внушать. (специально выделив время)
•    Говорить. (мимоходом, между дела)
•    Везде. (дома, по дороге)
•    Постоянно. (утром, днем, вечером)
•    Визуально. (написаны цитаты)
•    Даже в аксессуарах одежды. (повязки, кисточки на краях одежды)

2.    Пример.
- Что еще в обучении детей должно присутствовать более важное? (для обсуждения в классе субботней школы)
1Тим.4.12.
• Личный пример. Когда можно сказать ребенку подражай мне (1Кор.4.16. Фил.3.17.)
Дети лучше воспринимают то, что видят, а не то, что слышат. Их смущает следующий подход в преподавании: «Делай, как я тебе говорю, а не так, как я делаю». Они превосходно копируют, поэтому, если мы хотим, чтобы они следовали за Христом, они должны видеть Его проявление в окружающих их взрослых. Это также означает, что их должны окружать друзья, которые отражают любовь Иисуса.
- Почему пример важнее наставлений в обучении? (для обсуждения в классе субботней школы)
•    Теорию показывают на практике.
•    Оказывают помощь в ее воплощении.
•    Ребенок видит, что теория не расходится с практикой у обучающего его.

3.    Оценка.

- Что еще не менее важно при воспитании ребенка?
Прит.29.15.
•    Метод «кнута и пряника».
- Почему это тоже необходимо в процессе воспитания?
- Неужели без этого нельзя обойтись? (для обсуждения в классе субботней школы)
•    Во первых - это метод воспитания нас Богом. (Евр.12.9–11.)
•    Во вторых мы так уж устроены, что без этого, наверное, уже не можем понимать метод воспитания.

III.    Пример Христа.
1.    Его воспитание.

Библия очень скупо описывает пример того, какое Христос получал воспитание.
- Но даже читая это скупое описание, что мы можем извлечь из него? (для обсуждения в классе субботней школы)
Лук.2.40–52.
•    Он в послушании брал все уроки воспитания у родителей.
•    С детства Он имел отношения и с Богом.
•    Если смотреть на родителей - то они со своей стороны делали все возможное и зависящее от них в этом вопросе.
•    Если смотреть на Иисуса - то Он со Своей стороны во всем «преуспевал».

2.    Его отношение к детям.
- А как Сам Христос относился к детям? (для обсуждения в классе субботней школы)
Матф.18.1–6.
•    Ставил их в пример.
•    Показывал ценность каждого ребенка в глазах неба.
Матф.18.10–14.
•    Показывал озабоченность неба в спасении каждого ребенка.
Матф.19.14. Марк.10.13–16.
•    Призывал к тому, чтобы детям не мешали, а способствовали приходить ко Христу еще с детства.
Марк.7.24–30. Лук.9.37–43. Иоан.4.46–54. Матф.9.18–26.
•    Лечил детей и исцелял от разных болезней, даже воскрешал их.
- Что было самым важным в вопросе воспитания детей в глазах Христа?
Матф.21.16.
•    Чтобы процесс ученичества продолжился дальше. (см. Пс.77.5-7.)

3.    Ваш подход.

- Как мы должны относиться к вопросу воспитания детей для Господа и вопросу ученичества? (для обсуждения в классе субботней школы)
Пс.126.3–5.
•    Должны понимать, что дети - это дар от Бога доверенный нам, чтобы их воспитать.
Ис.8.18.
•    Должны понимать и той ответственности, что от нас зависит привести их к Богу сейчас и в вечность
Мал.4.5-6.
•    Должны просить помощи от Бога в вопросе воспитания детей.
Еф.6.4.
•    Искать такие методы воспитания, чтобы не разрушать психику ребенка и они были действенными.

Вывод: Чем раньше мы воспитываем учеников для Христа, тем лучше. Но иногда вместо того, чтобы культивировать их таланты и поддерживать энтузиазм, когда они еще малы, мы говорим им: «Приходи, когда будешь постарше». Это роковая ошибка.
Рекомендуемые книги на тему воспитания детей:
•    «Я вижу твое сердце» Д. Хабенихт
•    «Пять языков любви» Г. Чепмен
•    «Воспитание» Е. Уайт.
•    «Как ужиться с родителями, чтобы не сойти при этом с ума?» К. Дэвис
•    Все книги по воспитанию Д. Добсона

 

Обновлено для 22.01.2014 08:25
 

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 2824
Ссылки : 21
Просмотры материалов : 2908897

Кто на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн